ЦБ 16.04
USD 76.98
EUR 92.23

Выставка в Павловске покажет искусство зодчего Карла Росси

Подлинные вещи, чертежи архитектора будут представлены в Большой дворцовой библиотеке

В Государственном музее-заповеднике «Павловск» с 27 июня по 27 сентября будет открыта необычная выставка «Карл Росси. Портрет на фоне Павловска». Экспозиция подготовлена при участии Государственного Русского музея, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, Тверского государственного объединенного музея и при поддержке Комитета по культуре Петербурга.

Выставка размещена в Большой дворцовой библиотеке, которая носит имя своего создателя Карла Росси.

Сотворенные зодчим величественные архитектурные ансамбли имперского Петербурга можно видеть ежедневно. А вот в Павловске посетители увидят неизвестного Росси и даже забытого Росси, чье дарование расцвело в Павловске и куда он неоднократно возвращался, чтобы дарить ему новые образы. Так с помощью архитектурных проектов и изысканных по прорисовке деталей на акварельных рисунках создается портрет архитектора на фоне Павловска.

Карлу Росси, итальянскому мальчику из Неаполя, было около десяти лет, когда он приехал в Россию с матерью-балериной и отчимом, известным балетмейстером Шарлем Ле Пиком. Вскоре первый танцовщик императорских театров Ле Пик получил участок в Павловске недалеко от дворца и построил дом, а соседом его оказался Винченцо Бренна, придворный архитектор императора Павла I. Это во многом определило судьбу молодого Карла Росси, который стал учеником и воспитанником Бренны. С юных лет он часто бывал во дворце, где его учитель отделывал комнаты для владельцев Павловска великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны. Павел I задумал превратить Павловск в императорскую резиденцию и поручил Бренне работы по расширению дворца. С этого времени архитектурным помощником Бренны определен Карл Росси, с 1796 года официально зачисленный по штату Кабинета Его Императорского Величества. Молодой Росси тщательно вычерчивал архитектурные планы, готовя проекты для предметов художественного убранства. Здесь, в Павловске на строительных лесах и за чертежным столом, он постигал секреты творчества и совершенствовал мастерство. Эти чертежи юного Росси можно увидеть на выставке. Из ранних работ привлекает внимание проект скульптурной группы «Три грации», подготовленный специально для портика в Собственном садике с учетом его размеров. Именно по этому проекту скульптура была выполнена П. Трискорни в Италии по заказу Александра I для подарка матери-императрице.

С вступлением на престол Александра I Бренна решил покинуть Россию и отправился со своим воспитанником в путешествие по Европе. Благодаря Бренне, перед Росси открылся весь мир архитектуры от античности до XVIII века. Когда весной 1803 года в Павловском дворце случился пожар, вдовствующая императрица Мария Федоровна обратилась к Бренне с просьбой прислать чертежи дворца, которые тот увез с собой, потому что хотела возродить дворец в его первоначальном виде. Бренна с чертежами послал в Россию Карла Росси, который к тому же хорошо помнил дворец до пожара. Летом 1803 года вместе с чертежами Росси преподнес императрице красную шелковую папку с золотым тиснением, в которой находились листы с проектами различных украшений. Этот уникальный альбом, истинное сокровище в коллекции музея, впервые экспонируется на выставке.

В 1806 году по возвращении из Европы Росси получил звание архитектора и направлен в Москву, где построил Театр на Арбате, затем перестроил и заново отделал Путевой дворец в Твери для дочери императрицы, великой княгини Екатерины Павловны и её супруга, принца Георгия Петровича Ольденбургского.
Когда в Павловске у Розового павильона состоялся 27 июля 1814 года грандиозный праздник в честь победы над Наполеоном, часть торжеств проходила в отделанном Росси Павильоне Мира.

С 1816 года Росси много работал для Павловска, выполняя обязанности главного архитектора. В Павловском парке появились различные объекты малых архитектурных форм: мосты, ворота, беседки, паромные пристани, декоративные вазы, фонари. Они выполнены из чугуна в технике художественного литья на Александровском чугунолитейном заводе талантливым инженером Матвеем Кларком. Благодаря чувству пропорций и красоте формы они гармонично вписываются в ансамбль. Там же в 1826 году была отлита чугунная статуя Аполлона для знаменитой Колоннады Аполлона.

На выставке представлены уникальные проекты Росси для Угловой гостиной из собрания музея Академии художеств. Именно находка этих листов помогла воссоздать утраченный интерьер во всех деталях. Самой знаменательной работой Росси в Павловском дворце стало возведение над галереей Гонзага Большой дворцовой библиотеки, получившей затем название по имени своего создателя – Библиотека Росси.

Неотъемлемой частью экспозиции являются виды Павловска, на которых запечатлены творения Камерона и Бренны, несомненно оказавших влияние на формирование эстетических идеалов архитектора в годы юности Карла Росси. Среди них уникальные гуаши С. Щедрина и Д. Скотти, акварели Т. Васильева и А.-Ф. Шуха.

27 июня - 27 сентября 2019 года. Павловск, Садовая ул., 20,

 

 

Комментарии

Comments system Cackle