Третий век «Многоликого Суворова»

13.10.2020
Третий век «Многоликого Суворова»

Образ этого великого полководца стал частью русского культурного кода очень давно. Художественные первоисточники можно увидеть в главной экспозиции Государственного мемориального музея А.В. Суворова. А выставка «Многоликий Суворов», открывшаяся 8 октября в зале живописи и графики, знакомит с переосмыслением этих типов в изобразительном искусстве более чем за 200 лет.

Наиболее обширный раздел среди пяти десятков экспонатов — произведения графики, причем несколько гравюр выставляются впервые. Живопись и скульптура представлены скромнее, но и здесь есть впервые экспонируемый предмет: гипсовая плакетка с рельефным изображением работы неизвестного мастера конца XVIII в. по оригиналу уже упомянутого А.К. Леберехта. Все вместе позволяет убедиться: суворовский образ поистине многолик, хотя некоторые характерные черты уже не первое столетие делают его почти безошибочно узнаваемым.

«Почему изображения Суворова могут выглядеть настолько непохожими друг на друга? — рассказал, открывая выставку, заместитель директора Суворовского музея Александр Лукирский. — Тому есть несколько причин. Многочисленные свидетельства говорят о том, что для Александра Васильевича была характерна очень подвижная мимика, и уже это создавало определенные трудности для желающего запечатлеть его черты. Кроме того он был известен принципиальной нелюбовью к зеркалам, и, конечно же, не любил позировать. Все его прижизненные портреты создавались, вероятнее всего, по очень беглым наброскам, отражавшим какое-то сиюминутное суворовское настроение. Затем художник привносил в портрет собственное впечатление о модели, а оно тоже могло быть весьма субъективным. Например, варшавская миниатюра работы Ф. Бэшона вносит явно саркастические черты в облик Суворова. А о том, насколько достоверно то или иное изображение, мы можем судить сегодня только по свидетельствам современников полководца, считавших тот или иной портрет очень похожим. Они отмечали, например, и рельефное изображение на медали работы К. А. Леберехта 1791 г., и бюст работы Л.-М. Гишара, созданный по слепку суворовской посмертной маски в 1804-1805 гг. — а ведь это два очень разных Суворова».

Несомненно интригует возможность не только увидеть знаменитого полководца «во многих лицах», но и сравнить работы художников с реконструированным обликом Суворова, представленным тут же. На большом экране демонстрируются слайды с этапами реконструкции, сделанной в лаборатории института этнологии и антропологии РАН несколько лет назад. Эту непростую задачу антропологам, имеющим богатейший опыт реконструкции по костям черепа, на этот раз пришлось решать, используя лишь посмертную маску. «Уже не первый год православной церковью решается вопрос о канонизации нашего героя. — напомнил директор музея Владимир Гронский. — Если такое решение будет принято, то за ним последует обязательная эксгумация — а значит, появится возможность для всех антропологических замеров, и мы сможем получить самое достоверное изображение лика Суворова».

Один из современных портретов появился в собрании музея буквально накануне открытия выставки. Полотно преподнес в дар и представил гостям экспозиции скульптор, график, живописец Дмитрий Новаков. Среди его работ — барельеф, установленный в городе Ишим на улице Суворова. «Суворов для меня — пример во всем. И в военном подвиге, и в человеческих качествах. — рассказал художник. — Этот образ я «собрал» из нескольких прижизненных изображений и черт посмертной маски, добавил к нему ружье со штыком, как знаменитую суворовскую цитату «пуля — дура, штык — молодец». Художник сообщил и о том, что сейчас работает над следующим изображением Суворова в скульптуре.

Гостей выставки встречает на парадной лестнице одно из самых монументальных изображений Суворова — мраморный бюст работы советского скульптора Олега Комова (1932-1994). Бюст принадлежит музею-усадьбе А.В. Суворова в с. Кончанском. Сегодня скульптура Комова весьма эффектно дополняет галерею суворовских типов, которая несомненно будет расширяться еще не одно столетие, отдавая дань героическим деяниям и незаурядным личным качествам русского полководца.

Государственный мемориальный музей А.В. Суворова. Кирочная ул., д. 51
Время работы 10:00 — 18:00. Выходной — понедельник. Выставка открыта до 31 декабря.

 

 

Другие материалы

Партнерские материалы «Лебединое озеро» в Петербурге

19 апреля, Эрмитажный театр

21.03.2024
21.03.2024
«Лебединое озеро» в Петербурге
Партнерские материалы Концерт «Вселенная Depeche Mode» пройдет в Северной столице

Исполняет симфонический оркестр Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова

21.03.2024
21.03.2024
Концерт «Вселенная Depeche Mode» пройдет в Северной столице
Партнерские материалы Балет «Щелкунчик» в Эрмитажном театре

Спектакль пройдет в сопровождении Балтийского симфонического оркестра

21.03.2024
21.03.2024
Балет «Щелкунчик» в Эрмитажном  театре