Исаакий в росписи Бруни, Басина и Брюллова: почему замысел не был реализован

Русский музей представляет уникальную коллекцию произведений живописи, так и не использованных для украшения Исаакиевского собора.

27.08.2018
Исаакий в росписи Бруни, Басина и Брюллова: почему замысел не был реализован

27 августа – ИА News. В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Исаакиевский собор. К истории создания».

Интерьер Исаакиевского собора сегодня выглядит совсем не так, каким задумывался ровно 200 лет назад. Ведущая роль в ансамбле отводилась монументальной живописи. Своды и стены храма должны были быть расписаны, однако по ряду причин их заменили мозаики. До 14 января следующего года Русский музей представляет уникальную коллекцию произведений, воссоздающих первоначальные замыслы мастеров. Замыслы не были реализованы из-за конфликтов, административно-церковного давления на художников.



Исаакий в росписи Бруни, Басина и Брюллова: почему замысел не был реализован



Исаакий в росписи Бруни, Басина и Брюллова: почему замысел не был реализован



Исаакий в росписи Бруни, Басина и Брюллова: почему замысел не был реализован



Исаакий в росписи Бруни, Басина и Брюллова: почему замысел не был реализован

Напомним, в марте этого года с историей знаменитого храма петербуржцев познакомил Российский этнографический музей. В нем были представлены авторские чертежи архитектора Огюста Монферрана, указы императоров о строительных работах, живописные произведения главного иконостаса, скульптура голубя, снятая на время реставрации из-под купола собора, и многое другое, что позволяет проследить путь от идеи до ее грандиозного воплощения.

Но если Этнографический музей познакомил зрителей с внешней стороной строительства, уделив внимание особенностям зодчества XIX века, то Русский музей воссоздал вторую неотъемлемую часть истории создания собора – оформление внутреннего убранства. На экспозиции представлено около 100 произведений: рисунков, картонов, эскизов К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни, П.В. Басина. Почти все эти работы еще никогда не покидали фонды музея из-за своих огромных размеров и уязвимости.



Исаакий в росписи Бруни, Басина и Брюллова: почему замысел не был реализован

«Это специфический материал, который редко показывается, потому что многие из этих огромных картонов были на валах, и разворачивать их мы боялись. Мы рискнули их показать, и чтобы вместить по высоте, прибегли к дизайнерским изыскам, решили выставить их вот так, под углом», – рассказывает Евгения Петрова, заместитель директора по научной работе Русского музея.



Исаакий в росписи Бруни, Басина и Брюллова: почему замысел не был реализован

Современное здание Исаакиевского собора является четвёртым петербургским храмом в честь Исаакия Далматского. Первая небольшая Исаакиевская церковь была построена еще в начале XVIII века для Адмиралтейских верфей, однако спустя несколько лет была разобрана, чтобы переродиться в уже более величественную каменную церковь недалеко от берега Невы, там, где, позднее появится «Медный всадник». После нескольких пожаров и вследствие осадки грунта было решено построить третий храм, но уже дальше от Невы – на том самом месте, где собор находится сегодня. Новый проект разработал Антонио Ринальди, который после смерти Екатерины II вернулся за границу. Вступивший на престол Павел I поручил строительство Винченцо Бренне. Постепенно архитектор отказался от планов предшественника, в результате чего собор явился нелепым сочетанием двух разных замыслов: основание осталось мраморным, а вот стены кирпичными, что высмеяли горожане. Храм было решено перестроить.

Проект четвёртого собора разработал архитектор Огюст Монферран. Сооружение храма продолжалось с 1818 по 1858 год и претерпело немало изменений. Архитектору приходилось несколько раз менять генеральный план и получать все новые замечания инженеров, архитекторов и членов комиссии, которые сомневались в прочности фундамента здания, а то и в компетентности Монферрана. В атмосфере борьбы и постоянного контроля продолжилась и работа художников.

Карлу Брюллову было поручено исполнить двенадцать изображений апостолов в барабане главного купола Исаакиевского собора. К картонам Брюллова – графическим эскизам росписей в полную величину представители Синода высказали ряд замечаний. В частности, предлагалось апостолу Филиппу «в лице изобразить более смирения и кротости, а волосам дать другое расположение», а апостолу Петру «прикрыть колено и ускромнить выражение глаз». Как отмечают эксперты, оставить работу мастер решил не только из-за тяжелой болезни, но и по причине конфликтов с вышестоящими лицами.



Исаакий в росписи Бруни, Басина и Брюллова: почему замысел не был реализован

«Интерьерное наполнение Исаакиевского собора проходило в очень суровой, сложной, я бы даже сказала, интрижной обстановке, которая не способствовала целостному виду храма. И, может быть, то, что было сделано в мозаике, как-то нивелировало это. Но представить себе, что Исаакиевский собор был сделан Брюлловым и, скажем, Бруни – это фантастика на уровне ренессансных церквей, потому что то, что мы видим здесь, просто потрясающее мастерство», – отмечает Евгения Николаевна Петрова.

На выставке представлены четыре из семи сохранившихся картонов, исполненных Карлом Брюлловым для барабана главного купола «Апостол Петр», «Апостол Иаков, брат Господень», «Апостол Симон» и «Апостол Филипп». Остальным работам художника еще предстоит реставрация.

В связи с болезнью Карла Брюллова завершение росписей поручили Петру Басину, который старался полностью следовать его манере письма, чтобы сохранить единство замысла. Следовать настолько, что впоследствии авторство работ двух художников перепутали.



Исаакий в росписи Бруни, Басина и Брюллова: почему замысел не был реализован

Нанесению и сохранению росписей мешали высокая влажность и перепады температур. В некоторых случаях основу приходилось удалять, а художникам заново переписывать картины. С 1851 года для оформления интерьеров было решено использовать мозаику, на чем лично настоял император. Многие из тех произведений, которые делал Карл Брюллов оказались в мастерской Петра Басина, которого и посчитали их автором. А те, что написал он, считали работами Брюллова. Разобраться в этом предстояло сотрудникам Русского музея, которые по архивам и документам смогли восстановить подлинное авторство работ. По эскизам Карла Брюллова Петр Басин написал картоны «Лобзание Иуды», «Несение креста», завершил «Се человек», ставший их совместной работой. Вместе с картоном «Бичевание Христа» Карла Брюллова, работы составляют цикл «Страсти Христа» и экспонируются во втором зале выставки. Все четыре композиции в Исаакиевском соборе были переведены в мозаики, и оригинальный замысел художников сохранился только в картонах и эскизах.

Завершают экспозицию монохромные произведения Федора Бруни. В Русском музее хранится семнадцать его работ, одиннадцать из которых были реализованы в росписях. Среди неосуществленных композиций, представленных на выставке, – «Борьба добрых духов со злыми», «Поклонение царей земных Царю Небесному» и изображения евангелистов. По словам искусствоведов, картоны Федора Бруни составляют одну из самых значительных страниц в истории русской монументальной графики середины XIX века, но, к сожалению, мало известны широкой аудитории.

Русский музей владеет уникальным комплексом подготовительных материалов к росписям Исаакиевского собора, в которых отражены этапы творческих поисков мастеров. Большая часть работ была получена из Академии художеств, а также коллекции Василия Кокорева. Эскизы и громадные картоны позволяют смоделировать абсолютно иной внутренний облик храма, возможно, уступающий современному, а может быть, наоборот превосходящий его.



Исаакий в росписи Бруни, Басина и Брюллова: почему замысел не был реализован

«Мне бы очень хотелось, чтобы собор был в живописном исполнении. И с другой стороны, мне бы хотелось, чтобы это был не столь пестрый состав авторов. Три блестящих мастера: Брюллов, Бруни, Басин, наверное, могли бы стать теми творческими силами, которые справились бы с этой задачей. Собор расписывали 22 художника, поэтому в его интерьере присутствует некая эклектика. Эклектика не в смысле стилей, а в смысле восприятия – всё очень разное. И если Монферран настаивал на единоначалии (и он смог реализовать это как архитектор), то наполнение оказалось пестрым, потому что в нем принимало участие очень много людей. И, может быть, именно эта пестрота дарований мешает единому восприятию», – поделилась своим мнением куратор выставки, заведующая сектором рисунка XVIII-начала XX века Русского музея Наталия Соломатина.

   Вероника Мухаметшина