«Миг между прошлым и будущим»: открылась выставка к Дню прорыва блокады Ленинграда

В экспозиции представлены работы ленинградской художницы Елены Марттилы, пережившей блокаду и недавно отметившей собственное 95-летие.

18.01.2018
«Миг между прошлым и будущим»: открылась выставка к Дню прорыва блокады Ленинграда

18 января — ИА «News». В Союзе художников Петербурга состоялось торжественное открытие выставки Елены Марттилы «Миг между прошлым и будущим», посвященной 75-летия со Дня прорыва блокады Ленинграда и 95-летию художницы.

В рамках экспозиция представлены работы из Ленинградской серии 1941-1942 ггодов: зарисовки, гравюры на картоне и литографии, а также портреты, натюрморты, пейзажи, гравюры по мотивам романа Булгакова «Мастер и Маргарита», театральные эскизы и монотипии.

18-летняя студентка Ленинградского художественного училища Елена Марттила, была в осажденном городе в страшную зиму 1941-1942 годов. И не переставала рисовать, используя любые материалы, которые могла найти. Во время блокады молодая художница написала портреты своих знаменитых современников: поэтессы Ольги Берггольц, чьи радиопередачи помогали поддерживать боевой дух жителей города, и композитора Дмитрия Шостаковича – автора знаменитой Ленинградской симфонии.

И все же самыми волнующими работами Елены Марттилы стали ее зарисовки о жизни простых ленинградцев. Вот музыкант, из последних сил тянущий на санках свою виолончель, вот водитель грузовика, эвакуирующий детей через Ладожское озеро, а вот люди, умирающие в снегу от истощения и холода.

Блокада Ленинграда, которую увидела Елена, категорически не совпадала с официальной версией властей, где будни погибающего города было принято описывать исключительно в ярких, героических сюжетах. Поэтому после войны художница получила настоятельную рекомендацию уничтожить свои зарисовки. Однако Елена воплотила наброски в полноценные картины с помощью техники литографии и гравюры на картоне. Это позволило очень точно передать настроение блокадного времени. Все образы и события, отраженные в работах художницы, видятся словно через пелену тумана. Именно так воспринимали страшную реальность ленинградцы. А теперь и мы, спустя десятилетия, благодаря уникальной графике Елены Марттилы, можем увидеть блокаду глазами тех, кто ее пережил.

В январе 2018 года Елене исполнилось 95 лет, она продолжает заниматься творчеством, участвует в российских и зарубежных выставках. Ее работы хранятся в Русском музее, Театральном музее, в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, в ряде областных художественных музеев России и СНГ, а также в частных коллекциях в России, Латвии, Эстонии, Финляндии, Великобритании, США. В 2015 году Елена Оскаровна Марттила была награждена Золотой медалью Союза художников России. В 2017 году прошла персональная выставка художницы в Кембридже (Великобритания). Ее работы произвели эффект разорвавшейся бомбы. Многие посетители признавались, что, только увидев картины Елены Марттилы, они поняли всю глубину страданий ленинградцев во время блокады.

— Я счастлива, что выставка пошла по миру, — говорит один из организаторов экспозиции Маргарита Изотова. — Надеюсь, что и по нашему городу она будет шествовать как передвижная. Работы Елены Оскаровны должны быть в постоянной экспозиции Русского музея, потому что это корни нашей духовности,  наши устои. В советские времена были те, кто считал, что не нужно никому показывать эти работы, ведь, по их мнению, таких страданий не было в блокаду. Нынче другая крайность, говорят, что не следовало защищать Ленинград, а лучше было сдать город немцам, это позволило бы избежать такого количества жертв. Сейчас легко рассуждать, а попробовали бы они выжить в блокадном городе и остаться человеком. А ведь Елена Оскаровна и другие художники, работавшие в Ленинграде, не просто выжили, но и создавали такие произведения искусства. Это бесценные люди  для нашего города и для страны. Они должны наконец занять то место, которое заслужили своей жизнью и творчеством.