Мой дом – мои законы
Для межнационального согласия гости города должны уважать обычаи коренных жителей
В Петербурге не принято разбивать цыганский табор на Дворцовой площади, кинжал не является для нас символом личной свободы, и у нас любят собак…
От нетолерантного слышу
Это случилось ровно год назад, в районе, где много «хрущевок» – дешевого жилья, которое, чаще всего, снимают приезжие из бывших союзных республик. На газонах в парковом пространстве разрешено отдыхать и гулять с собаками. И вот на одной из этих полян в буквальном смысле был оформлен «дастархан». Вокруг него сидели человек двадцать, не знаю какой национальности, но женщины были в хиджабах. Из телефона играла восточная музыка. И вдруг петербуржцы, ведущие своих питомцев по тропинке, услышали: «Собаки – это грязные животные, не ходите здесь…»
Действительно, в республиках Средней Азии, в силу религиозных традиций, культурных норм, собака может быть только сторожем или пастухом. И никогда – домашним животным. Другая культура.
Понятно, что хозяева начали защищать свои понятия о собаках. Заодно объяснили, что в этом парке можно поваляться на траве, отдохнуть, поиграть – но для устраиваемых с таким размахом колоритных пикников вообще-то есть другие места. И представьте, что они услышали в ответ: «Вы очень нетолерантны».
Мы?
Да мы бы прошли и сделали вид, что не заметили шумную и не очень аккуратную «национальную вечеринку». Но «гости» перешли границу, навязывая свои законы на чужой территории. До конфликта, к счастью, не дошло, но словесная перепалка случилась.
«Патрио» — это «отец»
Здесь хотелось бы перейти к понятию, которое от частого употребления несколько утратило суть – «патриотизм».
Патриотизм – это хранение и приумножение того, что нажито твоими отцами. Хранение территории и языка, приумножение культурных традиций. А культура – это материальные и нематериальные ценности, которые отражают деятельность твоего народа. Причем и хранение, и приумножение являются ключевыми словами.
Патриотизм — это штука совершенно позитивная. В ней нет ничего, кроме созидания. Патриот не сжигает книгу на чужом языке, он покупает книгу на своем. Он не рвет чужой национальный костюм – он шьет свой. Патриот любит свой дом и свой народ и приносит ему пользу.
Когда мы говорим о воспитании детей, то понимаем, что его суть – это четкая граница между «можно» и «нельзя». Но когда говорим о патриотизме, эта граница размыта.
В течение последних лет двадцати мы настолько «затаскали» слово «толерантность», что перестали понимать его. От детских садов до вузов прошли тысячи мероприятий по толерантности: уроки, лекции, дискуссии. Объяснялось просто – проявляй терпимость к другому: к другой культуре, цвету кожи, к тому, что отличается от тебя. А «терпимость» или «терпение» – есть безропотное принятие.
Но взрослые так и не объяснили детям – что такое патриотизм, культура и что есть агрессия? Не стало понятнее – где граница толерантности? До какой черты ты должен быть безропотен?
А патриот не только хранит и приумножает. Если требуют интересы его народа, он должен и способен обороняться, когда извне нарушаются границы твоей территории и происходит вторжение с целью разрушить нажитое предками.
Гармония – в границах
Если образно представить культуру как кусок земли, то здесь тоже необходимо устанавливать границы. Несоблюдение принятых в этом городе или стране социальных норм, стремление жить здесь по законам «своего народа» — это нарушение границ нашего культурного пространства. И такое вторжение тоже называется агрессией. В любой стране мира патриот будет обороняться. Причем не по национальному признаку, а по признаку агрессии. Если она исходит от другого этноса, то патриот разбирается не с этносом, а с агрессором.
Попытки создать в съемной квартире мини-страну, из которой мигрировали, со своими законами и санитарными нормами, шумные своеобразные игры детей мигрантов во дворах Петербурга рождают неприязнь и эмоциональные взрывы. Это – нахальная агрессия, еще и требующая толерантности.
Взрослому и то порой сложно сдержать негодование, а что говорить о подростках и молодежи? Вполне реальной может стать угроза экстремизма, когда от бытовых стычек противоречия могут перерасти в серию нападений или побоища на национальной почве. Избежать этого можно, если общество и власть смогут убедительно внушить основное правило прибывающим в наш край: не надо, живя здесь, диктовать свои законы.
С другой стороны, если парень, избивший приезжего, торгующего арбузами, назовет себя патриотом, то ему нужно объяснить, что он не патриот, а уголовник. Гармонизация межнациональных отношений невозможна без установления и взаимного уважения границ.
В апреле этого года президент России Владимир Путин, выступая на коллегии МВД, поручил изменить подходы к миграционной политике в РФ. По его словам, возможность приезжать и жить в России должны иметь только те, кто уважает ее традиции, язык и культуру.
Правительство Петербурга планирует изменить условия: привлекать мигрантов к работе можно будет при наличии специального разрешения, а срок этого разрешения ограничат двумя годами. Если трудовой договор расторгнут досрочно, иностранец будет обязан покинуть Россию за 30 дней. Жестче стали проверки по соблюдению миграционного законодательства. И нарушители выдворяются из города без лишних церемоний.
А для того чтобы сохранять свои традиции вне пределов исторической родины, существуют национально-культурные общины, диаспоры. Пожалуйста, сохраняйте. Но не пытайтесь укоренять их в другой культуре, обвиняя ее в нетолерантности.
Как мне представляется, снизить градус экстремистских настроений (особенно среди молодежи) могла бы социальная реклама для мигрантов: например, билборд с надписями на нескольких языках «Уважай законы и обычаи России» и доходчивым переводом русской пословицы «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят».
Ирина Недилько
Другие материалы
По информации силовиков, женщина стала жертвой телефонных мошенников
Конфликт на дороге обернулся выстрелом, стрелок в розыске
Юрий Куликов шуточной акцией хотел вдохновить коллег
На период расследования ему назначен запрет определенных действий