Художник Loketski: «Как тебе такое, Милон Маск?»

Мастер петербургского стрит-арта - о творчестве, запретах и общественном внимании

01.11.2019
Художник Loketski: «Как тебе такое, Милон Маск?»

Уличное искусство живет мимолетными, но броскими образами. Вчера в Северной столице в честь праздника всех святых засветилась тыква с недовольным лицом, похожим на депутата, борца с «чужими» обычаями Виталия Милонова. Летом во время рассуждений сибирских чиновников о «невыгодном тушении лесных пожаров» появился женский портрет на дереве с подписью «Экономически невыгодная мать». Стандартно-безликую застройку микрорайона  Парнас украшали то плачущий Цезарь, то череп, то мелкий бес и Пушкин с пистолетом. Автор этих инсталляций — анонимный петербургский художник Loketski рассказал «КУРЬЕР-МЕДИА» о своем творчестве, об отношении к вандализму и запретам.  

— Почему вы скрываете свою личность?

— Из-за нежелания упрощать работу органам внутренних дел. Если они моей личностью заинтересуются. Второе: я не хочу, что бы мои работы оценивали через призму моей личности. Какой бы она ни была.

— Как вам кажется, какие могут быть причины интереса к вам, со стороны сотрудников МВД? Расценивают ли они ваши действия как вандализм или порчу имущества?

— Нет, конечно. Небольшие штрафы за вандализм — это не повод скрывать личность. Имею в виду случай, если будет что-либо политически окрашено или то, за что можно будет зацепиться и привести меня в суд. Чтобы меня напугать или как-то осадить. Дать понять, что не нужно высказываться оппозиционно по острым моментам политической повестки дня.
Обвинений в порче чужого имущества или в вандализме не боюсь, потому что я имущество не порчу. По крайней мере, до сих пор мне удавалось обходиться без этого. Вокруг очень много бестолковых бетонных и металлических конструкций, практически бесхозных. Или находящихся в таком состоянии, что их невозможно испортить.

 — Есть ли у вас художественное образование?

— Художественное образование у меня есть.

— Сейчас учитесь, работаете?

— Я работаю и учусь. Работаю над собой. Учусь у жизни, у людей.

 — Как пришла идея городских инсталляций? С чего всё началось?

— Началось с того, что на постаменте на перекрёстке улицы Ленина и Чкаловского проспекта, где когда-то стоял бюст Ленина, потом его заменил гранитный шар, мы с приятелем установили табличку в память петербургского писателя Даниила Хармса. Петроградская сторона, это его родная земля, его поэтического кружка. Мы установили там памятную табличку, конечно, нелегально. Сами её в типографии изготовили. Цитата из Хармса, о том, что когда человек утрачивает все свои желания, он становится шаром. Сначала это был Ленин, потом Ленина убрали, остался постамент, но не сносить же его. И по всему городу вместо Ленина установили шары. На мой взгляд, эти шары довольно бестолковая вещь, декоративная. И мы  с приятелем решили, почему просто шар? Шару же можно придать мемориальный смысл! И вот нашему любимому писателю Даниилу Хармсу мы установили такой «памятник». Табличка  продержалась несколько дней. Мы за этим наблюдали. Дня три он в таком виде простоял.

— Это была физически прикреплённая табличка или же как граффити?

— Да, это была медного цвета табличка с гравировкой. Мы её приклеили на жидкие гвозди. В дождь стояли, спиной прижимали, пока прохожие пытались понять, чем мы там занимаемся. Но мы делали вид, что у нас экскурсия и мы друг другу что-то увлеченно рассказываем.

— Вы сейчас уже упоминали, что ваша табличка простоял всего несколько дней. Сколько сейчас «живут» ваши арт-объекты? Чаще они стоят пару дней или больше?

— «В среднем по больнице» — это будет очень сложное математическое вычисление с плавающей запятой. Если это объект объемный, бюст, например, то его отдирают на первые, вторые, максимум третьи сутки. Если изображение краской, то оно вообще может никого не заинтересовать. Как, например в одном из дворов стоят три солонки: соль, перец и карри. Никому они не нужны. Это моя вторая работа, до сих пор стоят. Но вот стоило мне сделать подарок православным в виде кулича из бетонных ограждений, их закрасили на следующий день. В  случае с верующими, я думаю, или какими-то политическими движениями, если задеть их чувства, то закрасят быстро. Если работа нейтральная, как солонки, она так и будет стоять, обдуваемая всеми ветрами. Пока я сам её не обновлю.

— Не обидно, что жизнь ваших работ очень скоротечна?

— Нет. Это «закон жанра».

— Как вы думаете, кто они, борцы с вашими и похожими работами?

— Если одним словом – несчастные. Скорее всего, это несчастные люди, которые недовольны собой, жизнью, всем вокруг. Им спокойно только тогда, когда ничего не меняется, и ничего не происходит. Когда приходишь домой, а тапочки лежат слева, ровно в 5 сантиметрах от входа. Всегда. А когда что-то меняется, особенно  если их не спросили, то они сразу возбуждаются «Как?! Что?! Кто посмел?! С какой стати?». И неважно, красиво, некрасиво. Они даже не задумываются. У них сразу появляется мысль: «Я буду жаловаться!». Самое интересное, что по заявлению всего лишь одного человека могут закрасить даже портрет Беглова с надписью «МОЛОДЕЦ!». Звонок дежурному в ТСЖ, и работники будут вынуждены пойти и закрасить.

— А может, есть и люди, которые не жалуются и не просят закрасить, а идут сами замазывать?

— Допускаю. Была у рассерженного гражданина на антресоли краска, с прошлого года осталась, забор на даче красил. Берёт банку, валик и идёт закрашивать. Очень хорошо себе это представляю.

— Кроме городских инсталляций вы ещё как то реализовывали ваше творчество?

— Я, мне кажется, ещё в школе начал творить и вытворять всякое. Так что с тех пор практически вся моя работа, за исключением студенческих подработок,  она творческая.

— Как вы думаете, насколько эффективны городские инсталляции в привлечении к ним внимания? Много ли людей узнают о проблемах, которым посвящены работы?

— Тут правильнее говорить о привлечении внимания властей, ответственных лиц. Я стараюсь донести до них, что люди знают о той или иной проблеме и хотят, чтобы она была решена.  Когда я делаю что-то социальное, люди это видят и аккумулируют свои голоса в виде лайков, репостов. Соглашаются, что да это проблема, это важно и её нужно как можно скорее решить. Показательный пример — «Экономически невыгодная мать». Пожары уже уничтожили значительную часть леса, люди в Сибири задыхались от дыма и предавались паническим настроениям, потому что власть отрицала наличие проблемы, «тушить не нужно», «тушить вредно» и прочие глупости. Стоило мне сделать такой достаточно простой, но яркий объект, как внимание людей на нём сконцентрировалось. Они проголосовали своими лайками, репостами, комментариями. Я проследил путь этой работы в социальных сетях и число голосов исчисляется миллионами. Люди почувствовали единение, что они не одни с этой проблемой, что с ними вся страна! Не только я говорил об этом. Шоумены, артисты говорили о горящей Сибири в своих инстаграмах, делали заявления. А я художник, я сделал арт-объект.

— Расскажите о сегодняшней вашей работе, что этим хотите сказать?

— Тыква изначально в празднике Хэллоуин, это оберег от злых духов. Вырезая в ней страшную мордочку, мы прогоняем злых духов от своего дома. Мне кажется, господин Милонов (депутат Государственной думы РФ Виталий Милонов. – Ред.) одержим каким-то злым духом, духом отрицания и запрещения. Хочется, чтобы этот дух его уже покинул, наконец.

— Как вы относитесь к празднованию так называемых чужих праздников?

— Я, во первых, не считаю ни один праздник чужим. Праздник — радость! Чужим праздником можно назвать, когда нацисты празднуют победу в каком-нибудь сражении Второй мировой. Вот это чужой праздник. А если это добрый праздник, и неважно каких верований, чьих культурных традиций, это всего лишь праздник. Хочешь — празднуй, не хочешь — не празднуй. Личное дело каждого.  Может, сатанисты что-то празднуют, но если они что-то нехорошее делают с кем-то, то да, их надо запрещать. Вешать объявления «ни в коем случае сатанистам не собираться больше трёх и кошек не жечь!». Но если это добрый праздник, сатанисты просто танцуют  и слушают музыку, то пожалуйста. Ну, а Хэллоуин это прекрасный весёлый праздник, это тыквы, фонарик Джека. Если окунуться в историю праздника, то Хэллоуин — максимально позитивный, в особенности для детей. Если я не ошибаюсь, активно праздновать его начали в начале двадцатого века. Дети ходили по домам в страшных костюмах и требовали конфеты. Что может быть веселее для ребёнка, чем ночью ходить по дворам, стучаться в двери и совершенно легально пугать соседей, да ещё и конфеты за это получать? По-моему, это прекрасно. И человек, который хочет запретить этот праздник, он, мне кажется, бескультурный, необразованный, не понимает, о чём говорит, либо попросту ханжа. Всё понимает, но хочет заработать на скандале какой-то капитал: медийный или политический. 

Другие материалы

Новости Мигрант засудил петербургскую полицию

МВД должно возместить уроженцу Средней Азии понесенные расходы и моральный ущерб

21.11.2024
21.11.2024
Мигрант засудил петербургскую полицию
Новости Бывший вице-губернатор Петербурга получил 13 лет колонии

Владимир Лавленцев признан виновным в хищении более 3,3 млрд рублей

21.11.2024
21.11.2024
Бывший вице-губернатор Петербурга получил 13 лет колонии
Новости Смольный опровергает перенос открытия станции «Горный институт»

Ранее в сети появилась информация о продлении работ до 2025 года

21.11.2024
21.11.2024
Смольный опровергает перенос открытия станции «Горный институт»
Новости Обвиненный во взятке лесничий из Всеволожского района арестован

Мужчине вменяют получение мзды за разрешение спилить кусты

21.11.2024
21.11.2024
Обвиненный во взятке лесничий из Всеволожского района арестован