Любовные тайны знаменитых скульпторов

Какие секреты хранят петербургские памятники

13.02.2019
Любовные тайны знаменитых скульпторов

День святого Валентина, широко празднуемый во всем мире, прижился и у нас в России. Влюбленные дарят друг другу сердечки, устраивают романтические вечера, клянутся в вечных чувствах. Многим невдомек, что их предки были гораздо изобретательнее в красноречивых признаниях. А если уж ревновали или были несчастны, оставляли память об этом на века. Свидетельство тому — знаменитые памятники Северной столицы. 

Влюбленный император 

Медный всадник смотрит на Петербург влюбленными глазами. Оказывается, зрачки Петра отлиты в форме сердечек. Виновата в этом, конечно, любовь. Модель конной статуи выполнил знаменитый скульптор Этьен Фальконе. А голову Петра лепила его ученица Мари Анн Колло. (Мастер не справился с этой работой — Екатерина II отверг­ла несколько его вариантов.) 

Мари Анн — первая женщина, ставшая членом Российской Императорской академии художеств. Колло с гордостью носила специальную форму, сшитую в виде амазонки. Во время создания Медного всадника ей было 19 лет, а ее учителю — 48. Фальконе, имеющий семью и детей, относился по-отечески и к своей сподвижнице. Но она влюбилась в скульптора без памяти. Сердечки в зрачках — единственный способ, которым Мари Анн могла признаться мастеру в своих чувствах. 

Любвеобильная императрица восхищалась работами Колло. На протяжении десяти лет женщина-скульптор была единственным портретистом Екатерины II. Царственная особа дарила бюсты ее работы и своим фаворитам. Вскоре фрейлины Екатерины переняли эту моду. 

А Мари Энн увековечила своего кумира — в Петербурге она создала мраморный бюст Фальконе, который и до сегодняшнего дня считается шедевром скульптурного портрета. Учитель улыбается, его лицо светится, будто он живой. Так могла творить только влюбленная женщина!  

Ревность Клодта 

Работая над конными группами Аничкова моста, Петр Клодт отомстил одному из своих высокородных обидчиков. Изобразил лицо этого человека под хвостом вздыбленного коня. Оскорбил его аристократ тем, что не давал прохода супруге скульптора Ульяне. Та не ответила взаимностью, отвергнутый дворянин стал распускать грязные слухи. 

Свою жену Клодт обожал, хотя женился… не по любви. Сватался он к другой — вдове своего коллеги Василия Глинки, шестнадцатилетней Кате. Однако родители отказали в резкой форме: он был тогда еще очень беден. Намекнув, что Петр не сможет содержать семью, мать Кати предложила ему обвенчаться с Ульяной Спиридоновой — племянницей, которую после смерти родителей воспитывала в своем доме. Мол, Улинька — трудолюбивая бедная девушка, привыкла жить скромно, поэтому и составит вам достойную пару, а для Кати вы не годитесь. 

Клодт от такого унижения взбесился и тут же женился на Ульяне — назло обидчикам. А уже через год на него посыпались заказы, деньги и милости императорской особы — Николая I. Петр влюбился в свою нелюбимую жену, прожил с Ульяной всю жизнь и, по свидетельствам со­временников, дико ее ревновал, хотя супруга не давала повода. А врагом скульптора — тем, кого он увековечил на гениталиях одного из коней, — называют разных именитых дворян. Доподлинно это неизвестно. 

Мост прощальных поцелуев 

Считается, что самый романтичный мост Петербурга — Поцелуев — именуется так с 1790 года по фамилии купца третьей гильдии Никифора Поцелуева, владельца питейного дома «Поцелуй» на левом берегу реки Мойки. Но это не единственное объяснение. По поводу моста есть несколько городских легенд. 

В XVIII веке граница города доходила только до реки Мойки, и мост служил местом прощаний и встреч. Здесь целовались с возлюбленными все, кому приходилось уезжать из Петербурга. Или мост назван Поцелуевым оттого, что ведет к воротам Гвардейского флотского экипажа и здесь моряки прощались со своими подругами. К тому же недалеко от моста находилась тюрьма, поэтому у него арестанты прощались с близкими. Поцелуев мост когда-то служил местом для свиданий влюб­ленных, по каким-то причинам вынужденных скрывать свои чувства. Да и вообще, есть старая примета — пара, поцеловавшаяся на мосту или под ним, никогда не расстанется. 

Но существует еще одна городская сказка по поводу Поцелуева моста. Когда-то с него, поцеловавшись на прощание, бросились влюб­ленные — Карл и Эмилия. Родители запретили девушке встречаться с другом сердца по причине его бедности. Тот несколько раз сватался, но получал неизменный отказ. 

Жить друг без друга влюбленные не могли и решили утопиться в Мойке. Говорят, их тела через день нашли, а когда вытащили на берег, ахнули. Парень и девушка продолжали держаться за руки. Даже смерть не смогла их разлучить. 

Наталья Полянская
 

Другие материалы

Партнерские материалы «Синяя птица» – это мечта! Лети за ней! 

Команда, создавшая спектакль «Питер Пэн»

20.12.2024
20.12.2024
«Синяя птица» – это мечта! Лети за ней! 
Партнерские материалы Сенсации нового театрального сезона МДТ «Синяя птица»

О премьерах и творчестве рассказывает художественный руководитель Анастасия Удалова

20.12.2024
20.12.2024
Сенсации нового театрального сезона МДТ «Синяя птица»
Новости Петербургская группа порносъемок получила условные сроки

Показ женских прелестей приносил по 3 миллиона рублей в месяц

17.12.2024
17.12.2024
Петербургская группа порносъемок получила условные сроки
Новости Осетины возмутились образом Нюши из «Смешариков»

Петербургский мультфильм о народах России вызвал споры в Северной Осетии

17.12.2024
17.12.2024
Осетины возмутились образом Нюши из «Смешариков»