Мифы и примечательные факты истории Петербурга

Русско-шведское рыцарство, некультурный «Питер» и приключения Колесницы Славы

29.05.2023
Мифы и примечательные факты истории Петербурга
Фото: Виктория Алейникова

В трехвековой жизни Северной столицы есть множество легенд и есть курьезы и малоизвестные обстоятельства, которые занятнее художественного вымысла. Вот некоторые из них.

Приют убогого чухонца?

Петербург как столица империи возник во время Северной войны, когда Петр I стремился отвоевать выход к морю. По расхожему мнению, местность до основания города 27 мая 1703 года была почти пустынной, безлюдной. На берегах Невы, по выражению Пушкина, «…чернели избы тут и там».

Но документы и раскопки говорят о том, что и во времена шведского владычества край отнюдь не был пустыней и болотом. На месте будущего Петербурга располагалось около сорока поселений, крупнейшим из которых в XVII веке стал город Ниен (Ниенштадт) возле устья реки Охты. Это был город шведов, немцев, финнов и русских. Национальные меньшинства здесь не притесняли. Во всяком случае были возможности для выдвижения в верхние слои общества. В одном из петербургских музеев есть картина, запечатлевшая ритуальный турнир 1653 года, — посвящение в рыцари Ивана Опалева. Спустя 50 лет Опалев станет последним комендантом Ниеншанца и в ходе Северной войны передаст ключи от крепости воеводе Ивану Шереметьеву.

Музей «Нарвская Застава». Картина «Рыцарский турнир 1653 года в предместьях Ниена»

От Древнего Новгорода к Неве и империи

Свое название Невский проспект получил не от Невы, а от имени князя Александра Невского, небесного покровителя Петербурга. Земли у Невы ранее принадлежали Великому Новгороду, спорившему за них со шведами. Старый новгородский тракт проходил там, где сейчас Лиговский проспект. А Большая Невская першпектива (Невский проспект) — продолжение Новгородской дороги. Такая вот вышла связующая нить от главного торгового города Древней Руси к имперской столице, ставшей «окном в Европу».

Вторая часть проспекта строилась от Александро-Невского монастыря (позднее — лавры). Магистраль вышла с изломом. Просеки от Адмиралтейства и от Александро-Невской лавры прокладывались навстречу друг другу, должны были образовать прямую главную улицу, но вышли к Новгородской дороге в разных точках. Петр I по этому случаю якобы съязвил, что пьяные монахи не смогли ровно пройти. Справедливости ради надо отметить, что «монастырский» участок дороги был трудным: приходилось осушать и засыпать болота.  

Итало-французское влияние

Итальянский след в жизни и культуре Северной столицы можно видеть на каждом шагу. Только о том редко задумываются привыкшие к виду архитектурных шедевров, занятые повседневными делами петербуржцы. Доменико Трезини «задал тон» для будущего города, разделенного реками и каналами. По его проекту созданы каменная Петропавловская крепость и Петропавловский собор. Имя другого итальянского архитектора известно в Петербурге каждому школьнику: это Бартоломео Франческо Растрелли, автор перестроенного Зимнего дворца, Смольного монастыря, дворцов и парков в пригородах Петербурга.

Город изначально строился по единому замыслу. Петр I хотел, чтобы новый город был похож на Венецию или Амстердам. По его приказу Жан-Батист Леблон и Доменико Трезини разработали генеральные планы новой столицы. А знаменитый «невский трезубец» расходящихся от Адмиралтейства магистралей задуман талантливым учеником Трезини, русским архитектором Петром Еропкиным. Эрмитажный театр и Смольный институт построены по проектам Джакомо Кваренги. Автором окончательного проекта католического храма Св. Екатерины на Невском проспекте был Антонио Ринальди, а завершением строительства руководил Джузеппе Минчаки.

Фото: Дмитрий Полянский

Дворцовая площадь — один из самых изумительных архитектурных ансамблей мира. Карл Росси в 1819 году искусно связал вид новых сооружений с уже построенным до этого Зимним дворцом. Спроектированное этим архитектором здание Главного штаба и министерств возводили с 1819 по 1828 год. Александровская колонна в центре площади — творение французского мастера Огюста Монферрана. Монолитную глыбу розового гранита обрабатывали и устанавливали с 1829 по 1834 год. Венчает колонну фигура ангела, попирающего крестом змею. Эта работа скульптора Бориса Орловского — символ «Сим победиши», тема животворящего креста.

Фото: Дмитрий Полянский

Площадь Искусств в центре Петербурга включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как и Дворцовая площадь. Изначально она называлась Михайловской площадью — ее стали формировать с 1819 года, когда строили Михайловский дворец по проекту Карло Росси. Архитектор создал ансамбль зданий, в центре которых Михайловская площадь (ныне площадь Искусств). Михайловская улица, проложенная в 1834 году, открывает вид с Невского проспекта на Михайловский дворец. Бюсты четырех великих итальянских архитекторов — Ринальди, Росси, Кваренги и Растрелли — ныне украшают Манежную площадь. Они были установлены к 300-летию города. Благодаря скульптору Горевому и архитектору Попову мы теперь знаем в лицо мастеров, которым Петербург обязан своим обликом. В честь Росси названа самая симметричная улица не только в Петербурге, но и в мире. К этому замечательному зодчему мы еще вернемся в рассказе о «Колеснице Славы».

Почему «Питер»?

Многие патриоты Северной столицы морщатся от просторечного и якобы непочтительно искаженного названия «Питер». Но это слово так и звучало в изначальной форме, по любви царя-основателя к голландским обычаям: Санкт — Питер — бурх, Город Святого Петра. Жители для удобства разговора укоротили слово до корня. Название было изменено на немецкий манер «Санкт-Петербург» с 1720 года. Но и здесь, и по всей стране наш город в устной речи именовали Питером даже в советское время, когда он был Ленинградом. За свою историю он менял имя четыре раза. В коммерции и искусстве слово «Питер» уже стало привычным. Так названы некоторые крупные торговые организации и телекомпании, оно звучит на радиостанции «Питер FM» в одноименной романтической комедии. Но в официальном тексте или светском обществе так именовать город, разумеется, не комильфо. При этом даже чиновники Смольного не сходятся во мнении, следует ли каждый раз писать и произносить по всей форме «Санкт-Петербург». Василий Кичеджи, который в бытность вице-губернатором курировал сферу культуры, считал приставку «Санкт» излишней, предлагал выражаться проще. Петербург, и все тут.

Спас на крови

Собор Воскресения Христова на Крови построен на месте, где в 1881 году был смертельно ранен император Александр II. Архитектором Спаса на Крови стал Альфред Парланд — строитель церквей, применявший в своем деле смелые технические решения и художественные новшества. Он нашел способ установить здание на берегу и обойтись без засыпки русла, предложил покрыть пять больших по площади куполов эмалью. Ему же принадлежит идея мозаичных картин на стенах собора от самого цоколя.

Фото: Наталья Глебова

Парланд сам прорабатывал сложный орнамент пола Спаса на Крови, его иконостас и весь иконографический ряд. Красная родонитовая балюстрада ограждает кусок мостовой, где упал смертельно раненный император. Примечательно, что в строительстве Спаса на Крови не было удорожания сметы. По завершении работ даже осталась часть неиспользованных средств. Храм-памятник стал символом Петербурга, он отражается в воде, им любуются горожане и туристы.

Жизнь Парланда завершилась трагично на изломе эпох. Он умер от истощения и пневмонии в революционном Петрограде.

Архитектор Альфред Парланд. Портрет предоставлен ГМЗ «Исаакиевский собор»

Триумфальная колесница

«Колесница Славы» над аркой Главного штаба стала одним из символов Петербурга и эмблемой Дворцового округа. Монументальное изваяние, задуманное создателем арки Карлом Росси и исполненное скульптором Василием Демут-Малиновским, посвящено победе над Наполеоном и открыто в 1828 году. Крылатая фигура Славы стоит на колеснице с упряжкой из шести коней, которых держат воины в древнеримском облачении.

«Сие колоссальное произведение искусств вылито из чугуна на Казенном литейном заводе, обшито медью и вызолочено. Здание Главного штаба и целая Дворцовая площадь приняли теперь другой вид», — сообщала газета «Северная пчела».

Летописцы допустили неточность. Из чугунных деталей там только массивная опорная плита. Монумент действительно планировали отлить из чугуна, но после расчетов пришлось искать другой способ исполнения, так как 80-тонная цельнометаллическая конструкция была бы слишком тяжела для центра арки. Изготовители нашли другой способ, сделали пустотелые фигуры путем выколотки из листовой меди, уменьшив вес в пять раз. Но тут пришлось учесть недостаточную прочность огромных статуй под ветровым напором, их укрепляли стальными каркасами и тягами. И в XIX и в XXI веках скульптуру ремонтировали, усиливали, «лечили» подпорченный коррозией металл.

Скриншот видеосъемки Urban Dreams. Руферы взбираются на Колесницу Славы

Не обходилось без происшествий. Например, от фейерверка однажды вспыхнули ремонтные леса. А осенью 2018 года тщеславные альпинисты-экстремалы проникли на крышу Главного штаба, взобрались на упряжку колесницы и оседлали огромных коней, сняв это на видео с помощью беспилотника.

Сейчас такие хулиганские выходки трудно представить. Охрана Дворцовой площади и зданий усилена, на крышу не пролезет и кошка, а полеты дронов здесь запрещены, их будет сбивать специальная «охотничья команда» росгвардейцев. При этом иногда дозволяется проводить на крыше арки, на фоне Колесницы легальную фотосъемку групп, если у них достаточно административного ресурса и средств для таких согласований. 

Дмитрий Полянский

Другие материалы

Новости Причину обрушения моста в США нашли в грязном топливе судна

Катастрофа возле Балтимора: двигатель заглох, контейнеровоз потерял управление

28.03.2024
28.03.2024
Причину обрушения моста в США нашли в грязном топливе судна
Новости Петербуржец вытянул 1,3 млн рублей у дамы с сайта знакомств

Мошенник выпросил у подруги деньги в долг «для пополнения и разблокировки счета»

28.03.2024
28.03.2024
Петербуржец вытянул 1,3 млн рублей у дамы с сайта знакомств
Новости Дума двигает рекламу в космос

Лишившийся контрактов Роскосмос ищет внебюджетные доходы

28.03.2024
28.03.2024
Дума двигает рекламу в космос
Новости Подано 143 заявления о пропавших без вести в «Крокусе»

Среди 140 подтвержденных жертв теракта – пять детей

27.03.2024
27.03.2024
Подано 143 заявления о пропавших без вести в «Крокусе»