Поэзия Есенина и Клюева звучит в современной музыке

«Что ни слово откровение, что ни строчка – теплота»

28.12.2020
Поэзия Есенина и Клюева звучит в современной музыке

Уходящий год стал знаковым для почитателей творчества великого русского поэта Сергея Есенина, чьё имя навечно вписано в историю отечественной литературы.  Сразу две даты связаны с его именем: 3 октября – 125 лет со дня рождения, а 28 декабря – 95 лет ухода из жизни.

7 декабря в Большом зале Филармонии должна была состояться мировая премьера поэтории заслуженного деятеля искусств РФ Виктора Плешака  «Сокровенное слово. Учитель и ученик. Николай Клюев и Сергей Есенин». Но в связи с пандемией премьера перенесена на весну 2021 года.

Это грандиозное сочинение, где композитор — он же автор либретто — раскрывает в музыкально-поэтической форме  пути и судьбы двух русских крестьянских поэтов. По мнению зарубежного критика Савелия Тартаковера, русский «рурализм» (сельский, деревенский) является, быть может, самой интересной поэзией всех времён и народов. Сам Есенин так писал Клюеву: «Мы с тобой, Николай, не низы, а самоцветная маковка на златоверхом тереме России, самое аристократическое, что есть в русском народе».

Мы встретились с известным петербургским композитором и выяснили, как родилась концепция музыкального сочинения и почему сокровенное поэтическое слово всегда так необычайно сильно будоражит и волнует умы современных творцов-художников.

— Виктор Васильевич, что лично вас привлекает в поэзии Сергея Есенина?

— Чудесная песенная лирика. Его необычайно богатый  музыкально-поэтический образный язык. Только вслушайтесь: «О красном вечере задумалась дорога./Кусты рябин туманней глубины./Изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины».

Есенин сам писал, что в его стихах читатель должен обращать внимание на лирическое чувствование и образность.  «Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах. Это моя особенность». У Есенина много стихотворений, в которых так или иначе ощущается связь с миром природы.
«Я иду долиной на затылке кепи,/В лайковой перчатке смуглая рука,/Далеко сияют розовые степи,/Широко сияет тихая река».

Природа для поэта – это и частица его собственной души, и друг, чьё настроение совпадает с его думами и переживаниями.
Я не впервые обращаюсь  к поэзии Есенина. В предыдущей моей поэтории «Страсти по русской революции 1917 года», созданной к её столетию, Сергей Есенин был одним из главных героев-поэтов. Но там использовалась только его гражданская поэзия — «певца революции».

С моим постоянным соавтором Юрием Погорельским, влюбленным в поэзию Есенина, очень давно написаны две песни, которые исполняются до сих пор.  В стихотворении «Константиново» Погорельский подчёркивает необыкновенность души поэта. «Что ни слово, откровение, что ни строчка – теплота/А подарена Есениным нам с тобою песня та…/…И душа добру открытая/ По-есенински поёт».

 А вторая песня «Баллада о есенинском клёне» — это музыкально-поэтическая вариация на стихи Есенина «Я вернулся в родимый дом». Она, кстати, недавно прозвучала на традиционном концерте «Осень романса», который прошёл в БКЗ «Октябрьский».

— Крестьянский поэт Николай Клюев. Неоднозначная, сложная фигура. Однако именно он сыграл ключевую роль в становлении молодого Есенина. Как вам пришла в голову идея объединить Клюева и Есенина?

— Размышляя над концепцией будущего сочинения, я практически случайно открыл для себя имя Николая Клюева, наставника и старшего друга Есенина. Клюев — певец русской деревни. Его звучное слово, глубинные знания северного русского фольклора покорили меня.

«Люблю я его, понимаешь, люблю. Это мой учитель. Ты подумай: Учитель! Слово-то какое!» Так писал о Клюеве своему другу В. Эрлиху Есенин.

Оказалось, что с 1923 по 1932 годы Николай Клюев жил в родном для меня месте – доме на Большой Морской улице, 45. Сейчас здесь находится Санкт-Петербургский Дом композиторов и издательство «Композитор». А когда-то в этом помещении, комнатку № 8, тесную и узкую, как «келья иеромонаха», занимал великий русский поэт. На стенах висело много икон, а в углу горели лампадки. Электричеством Николай Алексеевич принципиально не пользовался. Сюда приходили на дружеские вечера, собирались для чтения стихов Сергей Городецкий, Николай Заболоцкий, Даниил Хармс, Александр Прокофьев, Корней Чуковский, но самым частым гостем был, конечно же, Есенин. Здесь же рядом, в гостинице «Англетер» Есенин читал свои стихи Клюеву за несколько часов до гибели.

— Какую задачу вы ставите перед собой?

— У меня появилось страстное желание рассказать об уникальной творческой и человеческой дружбе – олонецкого кряжистого мужика Николая Клюева и изумительного песенного лирика Сергея Есенина. Учителя и ученика. «Поэтическая душа Клюева подобна вулкану, а Есенина – цветник благоухающих русских цветов».

 Я попытался осмыслить непростые взаимоотношения двух поэтов и  их трагические судьбы. В либретто использованы письма, документы, исследования и воспоминания современников поэтов. Преследовал и просветительскую цель. В моём сочинении первенствует Слово.

Много стихов этих поэтов звучит в партии чтеца. А в музыкальных номерах этого сочинения, в партии тенора (Есенин) использовано 13 стихотворений и десять — у Клюева (баритон). В поэтории я использовал разные музыкальные формы: хоровые и сольные песни, вокализы, частушки, романсы, дуэты, мелодекламацию.

В последние десятилетия вокруг гибели Есенина возникло  много новых различных версии, но я придерживаюсь версий самого Клюева. Она красноречиво описана в его поэме «Плач по Есенину», которую я частично использую.

Обозначение жанра как поэтории для меня глубоко символично. Оно родилось из меткой характеристики, которую дал молодому Клюеву Александр Блок: «пророк, наделенный сокровенным словом». И сам Клюев так писал: «О Боже сладостный, ужель я в малый миг родимой речи таинство постиг, прозрел, что в языке поруганном моём живёт синайский глас и вышний трубный гром?» Слово в его начальном понимании, это пророчество, слово-завещание, слово-предостережение, слово-плач, слово-слава, слово-песня. В действительности, и Клюев, и Есенин в равной степени чувствовали слово, ритмику и образный строй народного стиха, понимали его интонационную природу, сами прекрасно пели и музицировали.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее об особенностях самой поэтории?

— Следует отметить, что поэтория «Сокровенное слово. Учитель и ученик. Николай Клюев и Сергей Есенин» — это восьмая часть большой музыкально-исторической эпопеи «Русский Миръ». Она создаётся по заказу Русского оркестра имени Андреева, который и станет главным исполнителем поэтории. Кстати, все либретто для «Русского Мира» я пишу лично сам. В 2013 году самым первым музыкальным произведением в этом цикле стал вокально-симфонический диптих, куда вошли ода «Моя Россия» и кантата «Москва 1613 год», на воцарение  Михаила Фёдоровича Романова на русское царство.

Поэтория «Сокровенное слово включает  в себя шесть больших частей с прологом и эпилогом, но исполняется без перерыва и в один вечер.

Лариса Южанина,
фото автора

 

Другие материалы

Партнерские материалы «Синяя птица» – это мечта! Лети за ней! 

Команда, создавшая спектакль «Питер Пэн»

20.12.2024
20.12.2024
«Синяя птица» – это мечта! Лети за ней! 
Партнерские материалы Сенсации нового театрального сезона МДТ «Синяя птица»

О премьерах и творчестве рассказывает художественный руководитель Анастасия Удалова

20.12.2024
20.12.2024
Сенсации нового театрального сезона МДТ «Синяя птица»
Новости Петербургская группа порносъемок получила условные сроки

Показ женских прелестей приносил по 3 миллиона рублей в месяц

17.12.2024
17.12.2024
Петербургская группа порносъемок получила условные сроки
Новости Осетины возмутились образом Нюши из «Смешариков»

Петербургский мультфильм о народах России вызвал споры в Северной Осетии

17.12.2024
17.12.2024
Осетины возмутились образом Нюши из «Смешариков»