Светлана Проскурина: «В кино всегда все сложно»

Фильмы кинорежиссера Светланы Проскуриной принято считать непростыми, обычно они идут в ограниченном прокате, несмотря на то, что становятся заметными событиями на международных кинофестивалях.

15.09.2011
Светлана Проскурина: «В кино всегда все сложно»

Фильмы кинорежиссера Светланы Проскуриной принято считать непростыми, обычно они идут в ограниченном прокате, несмотря на то, что становятся заметными событиями на международных кинофестивалях.
 
Так, в 1990 году ее «Случайный вальс» завоевал главный приз престижного фестиваля в Локарно, принеся России первого «Золотого леопарда». В 1992 году на Каннском режиссерском двухнедельнике была показана драма «Отражение в зеркале». В 2004-м Светлана Проскурина сняла «Удаленный доступ», который был отобран для участия в основной программе Венецианского кинофестиваля…

А в 2010 году она сняла фильм «Перемирие». За год картина успела побывать  на престижном кинофестивале в Монреале,  завоевать главный приз на «Кинотавре-2010». Зрители Петербурга имели возможность увидеть «Перемирие» в июле в рамках внеконкурсной программы Второго Санкт-Петербургского международного кинофорума. А в двадцатых числах сентября картина Проскуриной едет в Израиль – на ретроспективный показ фильмов «Кинотавра».
 
— Светлана Николаевна, как родилась идея фильма «Перемирие»?

— Обычно я сама ищу человека, который пишет историю, воплощающую мной замысел. «Перемирие» — первый фильм, снятый мной по уже готовому сценарию. Его автор — Дмитрий Соболев. Ученик Юрия Арабова, он известен по своему успешному дебюту с Павлом Лунгиным. Именно Соболев написал сценарий для фильма «Остров». Мне он прислал всего 12 страниц своей дипломной работы «Овраг на горе». Этот автор поразил меня. У него необыкновенно живой, своеобразный, своенравный язык, способный передать индивидуальность каждого из персонажей. Работать с таким материалом было интересно.

— В одном из интервью вы говорили, что предпочитаете работать с непрофессиональными актерами. Почему?

— Профессиональный или не профессиональный актер — это для кино не очень-то существенно. Важнее личные качества исполнителя роли. Его умение отвечать за собственное лицо, его ответы на вопросы, определяющие его индивидуальность. Если ты встречаешь по-настоящему интересного, своеобразного человека, это большая удача. И не важно, актер перед тобой или нет. Еще Ингмар Бергман говорил, что любой человек может гениально сыграть одну роль. Это действительно так. Речь здесь идет не о способности быть адекватным самому себе и играть собственную биографию. Имеется в виду способность человека открыто, искренне, честно существовать в собственном психобиологическом пространстве и его способности привнести этот способ существования в фильм.

— Как и почему в «Перемирии» появился Сергей Шнуров в роли Генки Собакина?

— До этой картины я не была с ним знакома и слышала только одну его песню. У меня не было сомнений, что Шнуров — яркая личность, которая смело, открыто, дерзко и несколько агрессивно заявляет о себе. Мне показалось, что довольно экзотичная роль Генки Собакина, мечтающего написать роман, будет прекрасно им сыграна. У профессионального актера эта роль получилась бы «жанровой», клишированной, шаблонной. У Шнурова же образ получился живым и убедительным.

— Как вы расцениваете состояние современного российского кинематографа?

— Я думаю, существование в такой зыбкой сфере деятельности, как искусство, в принципе не может быть простым. В ней всегда все сложно. Хотя и по-разному сложно. Сейчас проблемы в кино не выходят за рамки «обычных».

Но, как мне кажется, препятствия в искусстве всегда должны быть. Они выполняют функцию фильтра, помогают осуществляться некоему сакральному отбору. Благодаря ему в кино остаются только те, кому действительно есть что сказать.

Я верю в то, что у каждого человека есть свой собственный сюжет, который каждый волен заполнять талантливыми или бездарными поступками. Для меня кино — это способ прожить мой сюжет в определенной профессии. Как я себя в ней ощущаю? Я занимаюсь сложным арт-хаусным кино, которое никогда не собирало много зрителей. Но я же работаю… Значит — нужно делать, что можешь, и — будь что будет.

— На ваш взгляд, где сегодня заложены основные конфликты, характеризующие современность?

— Внутренний хаос — это главная драма сегодняшнего дня. Хаос вызван тем, что мира слишком много. Мы не успеваем осознать все то, что он нам предлагает, осмыслить, что с нами происходит. Перемирие — это слово, которое стало названием моего фильма не случайно. Перемирие – это избыток мира, пресыщение им. Миром можно объесться, обожраться настолько, что быть уже не в состоянии что-либо делать. Сейчас со многими происходит такое «перемирие». Все куда-то несутся, спешат, всюду мелькают картинки, события, куча ненужных встреч, ненужных усилий… Все это нас никак не меняет.

— Но как упорядочить «внутренний хаос», о котором вы говорите?

— Понять, что важно не бесконечно получать впечатления, которые предлагает мир, а неторопливо и спокойно осмыслять то, что внутри нас уже есть, что уже в нас существует, по-честному разбираться с самим собой. И не переступать черту, сформированную запретами, о которых все прекрасно знают: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй…

— Авторское кино предполагает возможность множества трактовок. Чувствуете ли вы ответственность за те «выводы», которые сделает зритель, посмотрев ваши фильмы?

— Я думаю, каждый человек должен сам выбирать, что он из фильма возьмет, а от чего откажется. Я не хочу душить зрителей собственной интерпретацией, а дать им возможность дышать, понимать фильм по-своему. Правильно, если в зале после сеанса появится множество разных мнений о только что увиденном.

Ника Кулич

Другие материалы

Новости Хуснуллин: в России нелегальной миграции больше не будет

Вице-премьер предложил сделать подрабочую группу для понимания того, «кто и как приезжает»

04.10.2024
04.10.2024
Хуснуллин: в России нелегальной миграции больше не будет
Новости Еще в одной российской школе на детей рухнул потолок

Во время происшествия в североосетинском селе пострадали два ученика

02.10.2024
02.10.2024
Еще в одной российской школе на детей рухнул потолок
Новости Правительство поддержало введение штрафов за пропаганду бездетности

Кабмин требует уточнить понятие «отказ от деторождения»

23.09.2024
23.09.2024
Правительство поддержало введение штрафов за пропаганду бездетности
Новости Около трети петербуржцев смирились со стрессом на работе

Чаще других тревожатся работники, а не руководители

20.09.2024
20.09.2024
Около трети петербуржцев смирились со стрессом на работе