Террористов растят семья и подворотня

Последствия террористических атак ужасны. Когда происходит очередная трагедия, мы задаемся вопросом — откуда в людях столько ненависти? Что их толкает на жестокие преступления? Основываясь на работах отечественных и зарубежных социологов и психологов, таких как Юрий Антонян, Мелани Кляйн, Яков Гилинский, Эрик Эриксон, Роберт Мертон и других, можно внести ясность в этот вопрос, узнать, как формируются в характере личности экстремистские настроения.

28.08.2017
Террористов растят семья и подворотня

Психический надлом

Ксенофобия — это проблема непереносимости иного, а также состояние неопределенности, возникающего при соприкосновении с чем-либо неизвестным. Неприязнь, настороженность, озлобленность возникают от ощущения резких различий между собой и другим человеком, когда представитель иной национальности и религии воспринимается как отличающийся по поведению, чувствам, жизненным стремлениям, внешнему виду. Все непохожее вызывает подозрение и воспринимается как таящее угрозу.

Собственно, вопрос, который ставит перед собой психология экстремизма — почему отдельные лица не могут допустить параллельного существования взглядов, воззрений и уклада жизни, отличающихся от их собственных? Что составляет эмоциональную основу для взращивания ненависти к незнакомым людям?

Ксенофобию можно понимать как результат застревания личности на «стадии параноидальной тревоги». Если человек в раннем детстве испытывает нужду в чем-либо и не получает от матери достаточной заботы и защиты, то у него формируется «базовое недоверие» к жизни и миру, и в будущем от этого душевного неустройства может развиваться страх и неприязнь. Во многом это зависит от семейных отношений, проявляется в культурах, где существует пренебрежительное отношение к женщине, в семьях, где отец не уважает мать, у представителей низкокультурных слоев общества. Как сформулировали эту удручающую преемственность социологи, — «матери-рабыни не могут породить свободный народ».

Также параноидная структура личности формируется в условиях жестких попреков и унижений, наказаний ребенка, часто проистекает из желания родителей «сделать ребенка лучше», «воспитать настоящего мужчину» и т.п. Это заставляет ребенка отнестись к своим недостаткам (реальным или надуманным) как к чему-то непереносимо ужасному; его психика начинает отрицать их и переносить со своей головы на чужие, приписывать другим людям свой гнев, зависть, недоброжелательность. В дальнейшем другие люди начинают рассматриваться как внешняя угроза. Чувство собственного превосходства возникает от ощущения собственной «безгрешности» в связи с отрицанием у себя негативных черт, присущих «чужакам».

Экстремисты и террористы

Еще одна особенность ксенофобии — упрямая, неизменная приверженность собственной системе оценок, желание следовать правилам и традициям. Правила и традиции ограничивают неопределенность и позволяют снижать тревожное настроение. Личности ориентированы на поиск авторитетов. Поклонение им превращается в восхищение, фанатизм, вплоть до готовности пожертвовать жизнью.

В представлениях экстремиста обязательно присутствует образ врага. Борьба с врагом — это и способ почувствовать единение с другими людьми (а по-другому чувствовать духовную близость, кроме как в собратьях по злобе, нарциссическая личность не умеет).

Но на самом деле уничтожение врага, в более глубоком смысле — это желание, уничтожая других, уничтожить таким образом собственные недостатки. Именно страх собственного несовершенства заставляет индивида так страстно ненавидеть его в других. Экстремист — религиозный фанатик или революционер — будет бороться, даже видя тщетность своих стараний. Фактически он не может не бороться, так как для него это борьба с собственным несовершенством, борьба за восполнение пустот собственной личности. Хотя он этого и не осознает.

Борьба с собственным несовершенством имеет и такие особенности, как бесконечное стремление к самосовершенствованию, даже самоистязанию. Они могут принимать вид бесконечных молитв, актов служения и т.д. Это и презрение к физическому комфорту, боли, удовольствиям, отвержение телесности, необходимость экстремальных ощущений. Это и обесценивание жизни в целом. Стержень для личности такого склада — наличие «всеобъемлющей системы идей». Террористические акты совершаются ради какой-то идеи, провозглашаются актами борьбы за идеалы. Характерная черта идеологии — пропаганда собственных идей как единственно верных, помогает обосновывать идею собственного превосходства.

Плюс социальные проблемы…

Проблемы воспитания, взросления человека неразрывно связаны с социальной средой, экономическим положением семьи. По оценке Р. Мертона, важнейшим криминогенным фактором служит общее противоречие между потребностями людей и возможностями их удовлетворения. Они зависят от социальной структуры общества, от уровня привилегий и бесправия, от степени экономического неравенства. Вместе с нарушениями развития и формированием ксенофобии внутри самой личности это противоречие дает опасный экстремистский коктейль.


Материал опубликован в рамках проекта «Антитеррор»


 

Другие материалы

Партнерские материалы В Петербурге впервые пройдет фестиваль «Такой Зощенко?!»

Выставка, литературные вечера и лекции состоятся 16 мая – 30 июня

23.04.2024
23.04.2024
В Петербурге впервые пройдет фестиваль «Такой Зощенко?!»
Партнерские материалы В комедии «Женихи» родители срочно ищут дочке достойную пару

На сцене  ДК «Выборгский» – звезды кино Татьяна Кравченко и Александр Панкратов-Черный

22.04.2024
22.04.2024
В комедии «Женихи» родители срочно ищут дочке достойную пару
Новости Закон закрыл коллекторам возможность выбивать долги ЖКХ

Установлен запрет посредничества во взыскании коммунальных недоимок

22.04.2024
22.04.2024
Закон закрыл коллекторам возможность выбивать долги ЖКХ