Вечная весна Марлена Хуциева
19 марта на 94-м году ушел из жизни знаменитый режиссер — легенда отечественного кино.
«Когда весна придет, не знаю…» Эта строчка из песни к фильму «Весна на Заречной улице» знакома, любима и актуальна для России. Тридцатилетний выпускник ВГИКа Хуциев дебютировал в большом кино именно этой лентой о простой жизни простых людей, о трогательной любви, честности и искренности чувств. Тогда он, конечно, не мог предположить, что «Весна на Заречной улице» станет одним из самых любимых фильмов многих поколений зрителей.
А дальше была знаменитая «Застава Ильича» — свежий ветер отечественного кино. Художественный фильм снят почти в документальной манере, актеры не играют в привычном представлении об актерской профессии, они живут в кадре той самой жизнью шестидесятников, «физиков и лириков», упоительно наслаждающихся воздухом «оттепели».
«Застава Ильича» имела непростую судьбу. Фильм был подвергнут ожесточенной критике в самых верхних эшелонах власти. Авторам вменялись в вину концепция бездуховности советской молодежи, противопоставление разных поколений, отцов и детей, дедраматизация, то есть разрушение сюжета в кино. Представителей власти и официальную критику пугало, что режиссер создал кино, которое подошло к реальной жизни на опасно близкую дистанцию. В результате гонений авторы вынуждены были изменить название фильма. Он вышел на экран как «Мне 20 лет».
Сам Марлен рассказывал: «Наехали на «Заставу…» уже после разрешения Фурцевой. Год не могли утвердить поправки. Я не корежил эпизоды, писал по-новому сцены. У меня не было другого выхода, вынужден был согласиться на поправки. Если бы отказался, фильм просто положили бы на полку…»
В первоначальном виде лента увидела свет лишь в 1988 году. Однако в 1965-м «Застава Ильича» на Венецианском международном кинофестивале получила приз жюри, а на Международном кинофестивале европейского кино в Риме премию «Золотая пластина».
В СССР именно после премьеры этого фильма Марлен Хуциев раз и навсегда перешел в ранг мэтров отечественного кино.
Снимал режиссер удивительно мало. В его послужном листе всего тринадцать фильмов, самые известные из них «Два Федора», «Июльский дождь», «Был месяц май». Но это никак не повлияло на его статус. Хуциев всегда оставался гуру кинематографа. Он мало снимал, но нашел себя в педагогической деятельности, с интересом преподавал во ВГИКе. Из его мастерской вышло пять выпусков режиссеров.
В середине 2000-х годов Марлен Мартынович в соавторстве со своим сыном Игорем (выпускником режиссерского факультета ВГИКа) задумал снять фильм о двух великих писателях — Чехове и Толстом. Они написали сценарий фильма «Невечерняя». Картина должна была выйти на экраны в этом году.
Ольга Журавлева
Другие материалы
Команда, создавшая спектакль «Питер Пэн»
О премьерах и творчестве рассказывает художественный руководитель Анастасия Удалова
Показ женских прелестей приносил по 3 миллиона рублей в месяц
Петербургский мультфильм о народах России вызвал споры в Северной Осетии