Возрождение богини в Эрмитаже
Реставраторы при поддержке меценатов вернули красоту Венере Гатчинской
В Государственном Эрмитаже отреставрировали скульптуру Афродиты — Венеру Гатчинскую. На торжественной церемонии представления обновленного экспоната журналисты и гости Эрмитажа смогли увидеть и оценить результат годовой работы реставраторов.
Возраст «Венеры Гатчинской» более 2 тысяч лет. Она была изготовлена из мрамора римскими мастерами в период с III по II век до н.э. по греческому оригиналу статуи Афродиты — богини любви и красоты.
Фото: hermitagemuseum.org. Директор музея Михаил Пиотровский (справа) благодарит друзей Эрмитажа за помощь в восстановлении скульптуры
В 1768 году скульптуру купил и привез в Петербург президент Академии художеств Иван Шувалов. Более века она стояла в парке Сильвия у Гатчинского дворца. В 1886 году Афродиту передали в коллекцию Императорского Эрмитажа, так как состояние скульптуры больше не позволяло хранить ее на открытом воздухе.
Во время реставрации были проведены технико-технологические и биологические исследования. Перед научными сотрудниками открылась своеобразная летопись жизни скульптуры, запечатленная в камне. Это позволило узнать об истории более ранних работ по изменению и восстановлению экспоната и подтвердить некоторые гипотезы. Как ранее и предполагалось, голова у Венеры не своя. Она была куплена Иваном Шуваловым, чтобы заменить прежнюю, которая ему не нравилась.
Фото: support.hermitagemuseum.org
Фото: support.hermitagemuseum.org
Поверхность статуи была очень сильно поврежденная, на ней имелись выбоины, следы картечи. По предположениям сотрудников музея, появились они в то время, когда Афродита украшала Гатчинский парк, где проводилась императорская охота.
За свою жизнь «Венера Гатчинская» претерпела множество изменений. К первой реставрации, так называемой «итальянской», относят работы по замене головы и предплечий.
Вторым значимым периодом для Афродиты стали 1884-1885 года: «В Императорском Эрмитаже академик скульптуры Матвей Афанасьевич Чижов укрепил скульптурную группу в плите, обеспечив устойчивость конструкции, возможность экспонирования и ее долговечного существования. Также скульптор провел большую работу с кистями рук, элементами прически Афродиты, с многочисленными деталями на скульптурах Эрота и дельфина, которые располагаются у ног богини»,— рассказала на церемонии Светлана Петрова, заведующая Лабораторией научной реставрации скульптуры и цветного камня Государственного Эрмитажа.
«Пройдя этапы предреставрационных исследований, нам удалось сосредоточиться на работе с поверхностью, на удалении загрязнений, пятен, наслоений материалов от предшествующих реставраций, которые утратили свои декоративные и функциональные свойства. После этого стало понятно, что античная часть произведения и реставрационные доделки скульптора Чижова нуждаются в некоем объединении, в стыковке технологических швов. Их замастиковали, заполнили реставрационным материалом. Но на этом нельзя было останавливаться, так как на скульптуре были многочисленные выбоины, следы от попадания дроби и картечи. Эти и другие механические повреждения мы сделали менее заметными, успокоили поверхность»,— пояснила Светлана Петрова. Также реставратор отметила, что «самое сложное в любой реставрации — начать и закончить, сделать все, что нужно и при этом не переделать, мы остановились на том этапе, когда самые грубые разрушения были нивелированы, но вот ощущение старой, древней поверхности, оно сохранилось».
Афродита стала первым экспонатом, отреставрированным в рамках соглашения о трехлетнем сотрудничестве между Государственным Эрмитажем и компанией «Гедеон Рихтер», которая оказывает содействие в научной реставрации экспонатов музея, олицетворяющих женские образы. «Следующим произведением искусства, восстановленным в русле этого договора, станет скульптура императрицы Александры Федоровны, жены Николая I и матери Александра I»,— объявил доктор Аттила Варади, полномочный представитель компании «Гедеон Рихтер» в России, выступая на церемонии представления обновленной Афродиты.
Посмотреть на восстановленную «Венеру Гатчинскую» можно в зале эллинизма в Государственном Эрмитаже.
Вероника Куликовская
Фото: hermitagemuseum.org.
КСТАТИ
Сохранению и развитию Государственного Эрмитажа способствует Клуб друзей Эрмитажа — меценаты, ценители искусства и культурного достояния человечества. Благодаря поддержке друзей Эрмитажа, индивидуальных и корпоративных, стала возможной реализация многих проектов по реставрации, научно-просветительных программ, выставок.
Другие материалы
Следом на ремонт уйдет выход на Дунайский проспект
Сотрудник обвинен в возврате изъятых при досмотре денег за вознаграждение
Квартиры и Porsche Cayenne оказались купленными на неподтвержденные доходы
В Петербурге во всю идет подготовка к Рождественской ярмарке