Андрей Решетин: «Наша задача – соответствовать Петербургу»
Лидер ансамбля «Солисты Екатерины Великой» рассказывает о музыке и архитектуре
Сегодня в Эрмитажном театре – второй день премьеры барочной оперы «Атис» Жана-Батиста Люлли в постановке Тьерри Пето. Андрей Решетин, бессменный художественный руководитель Международного фестиваля EARLYMUSIC, скрипач, лидер ансамбля «Солисты Екатерины Великой», рассказал о задачах музыки, эпохе барокко, любимых уголках Васильевского острова и первоэлементах Петербурга.
– Фестиваль старинной музыки проходит в Петербурге уже в 22-й раз. Такое ощущение, что его аудитория все эти годы остается неизменной, но и не увеличивается.
– В принципе, довольно много людей, которые сейчас начали слушать старинную музыку. Я знаю, что многие – кому позволяют деньги – даже ездят за границу на концерты старинной музыки, выступления знаменитых исполнителей, интересные постановки.
Фото: Виктор Немтинов
– Все же EARLYMUSIC – это фестиваль, адресованный избранному кругу ценителей аутентичного исполнения?
– На самом деле фестиваль существует, потому что он абсолютно петербургский. Есть общая тенденция, как ни странно, сворачивания культуры – Вы не обратили внимание? И фестиваль как раз этой тенденции противостоит.
– Что вы имеете в виду?
– Сейчас такая фаза развития общества – и в Европе она особенно сильна – когда все словно «сворачивается». Когда в Европе начинался интерес к старинной музыке, было огромное количество открытий: и забытых композиторов, и новых подходов к исполнению. А потом вдруг всем стали нужны только «Времена года» Вивальди. А у нас это все-таки совершенно не так! Мы предлагаем огромное количество неизвестной музыки, и прежде всего русской музыки. Но весь вопрос заключается в том, что же мы строим. Если мы вкладываемся в то, что принято считать «уровнем жизни» – это одно: люди ходят на концерты старинной музыки, и это красиво. А вот если мы формируем не качество жизни, а качество человека – то это совершенно другая история. Но у нас нет тенденции к формированию человека, мы в противофазе…
– Вы говорите сейчас о стране в целом?
– Да. Мы не пришли еще к пониманию, что сформировать уровень жизни – не самое главное. Мы боремся за уровень жизни, каждый отдельный человек, работая по 24 часа в сутки, отдавая кредиты – борется за уровень жизни. Также и на уровне государства задача стоит так: поднимем уровень жизни! А у нас задача совершенно другая – поднимем качество человека! И мы этим заняты.
– Качество человека – это его сознание, душа или что-то другое? Что вы вкладываете в это понятие?
– Скажем так. Влияет ли уровень жизни на качество человека? Влияет. Наоборот происходит? – да. Но это вопрос акцентов.
– Но это же старый вопрос: бытие определяет сознание или наоборот?
– Нет, совершенно нет! Я не веду к философским спорам, я говорю об очень конкретных вещах. Например – постепенно наш фестиваль пришел к тому, что его сердцем стала академия Old Aksel Academy of Music – так мы назвали все наши образовательные и исследовательские программы. Мы проводим их целый год, и потом на фестивале показываем результат этих программ – исследовательских и образовательных. Мы привозим в Петербург мировых звезд, с которыми можно соотнести то, что мы сделали. Например, сейчас мы показываем оперу «Атис» Жана-Батиста Люлли. Мы занимаемся французским стилем и совершенно другим подходом к оперному искусству. То есть пение для нас больше не является главным.
– Это барочная опера?
– Вот представьте: люди пришли в оперу. Они ведь оперу в первую очередь смотрят, а не слушают. А кто по-настоящему задумывается о сценическом движении? Никто! А мы восстанавливаем подлинное барочное сценическое движение. Более того, оперные певцы часто даже не знают перевода текста. А ведь музыка – это всего лишь иллюстрация к тому, о чем говорится. Мы поэтому принципиально иначе занимаемся текстом. В «Атисе» вы увидите барочные жесты, то есть сценическое поведение XVII века – это очень тонкая и долгая наука! – у нас будет французский язык конца XVII века – целый год мы работали над произношением и над смыслом. И только на третьем месте – пение. Но это пение будет абсолютно во французском стиле. И если даже в команде фестиваля не все это освоили – как вы думаете, многие ли в публике смогут в полной мере оценить и воспринять эту постановку?
– Маловероятно!
– Но без этого нет культуры! Если опере не вернуть важность текста и важность сценического движения и не объяснить, как оно было регламентировано, где и когда, в каком стиле и при дворе какого из французских правителей, и как впоследствии изменялось – то мы находимся в прошлом веке. Разве нет? Я могу ответственно заявить: такой подход к постановке оперы в России есть только у нас. И в Европе я немного знаю людей, которые так пристально этим занимаются. При этом, если обычно у нас нет денег на декорации, то сейчас у нас даже на костюмы нет денег! Но мы сделали все возможное, чтобы опера «Атис» – а это была любимая опера Людовика XIV! – стала насколько возможно аутентичной.
– Но все же барочная опера – очень элитарное искусство!
– Интересно, какой путь прошла опера от момента своего возникновения до наших дней? Осознаем ли мы это? Сейчас нам трудно представить оперу, в которой боги, герои, и нимфы разыгрывают житейские истории. Потому что не было никаких историй! Это действовали разные силы. Опера представляла собой некую волшебную колбу, алхимическую, в которую погружаешь вопрос и в качестве ответа становятся видимыми обычно невидимые колеса, которые управляют нашей жизнью и приводят все в движение. И вот это – опера XVII-XVIII века. А в XIX веке опера – это просто сюжет.
– А в XXI веке, чтобы смотреть оперу, требуются определенные усилия. К примеру, «Гибель богов» Вагнера длится 5 часов.
– А вот сейчас мы к этому подойдем. Меня очень интересует самое начало, момент возникновения оперы. А зачем вообще нужна была опера? Опера – это искусство, которое объединило в себе все: музыку, литературу, вокал, архитектуру, живопись, свет, сценические машины, садовое искусство, костюмы, сценографию… Все, что было в мире, – все это стало ингредиентами. Что создавалось? Мистерия! А зачем христианской опере другая мистерия, кроме литургии? Зачем мистерия, которая бы конкурировала с литургией? А это очень серьезный вопрос, в каком-то смысле страшный. Потому что внутри христианского общества, под покровом христианства, происходили совершенно другие вещи. И это нашло выражение в опере! Сейчас мы ставим любимую оперу Людовика XIV «Атис», и мы даем ее в очень укороченном виде. Потому что это то, что мы успели сделать за год – в смысле чистоты языка, чистоты жеста, чтобы постановка была по возможности качественной. Мы работаем с самым лучшим французским барочным актером, солистом Тьерри Пето, который делает эту постановку.
– А каким же в таком случае вы видите своего зрителя? Кто приходит на фестиваль? Он должен быть прекрасно образован?
– Нет! Совершенно нет! Это может быть любой человек, которому интересна старинная музыка. Другое дело – что с ним происходит. Ведь что такое хороший фестиваль? На мой взгляд, хороший фестиваль – это не набор хороших концертов. Это что-то, что меняет нас. Можно посетить 3 концерта – и ваша жизнь будет другой, я вас уверяю. Потому что в основе фестиваля EARLYMUSIC – человек. Мы делаем человека, и это совершенно реально.
– Кто-то из великих сказал, что музыка – это богослужение.
– Музыка – это безусловно служение. Быть врачом, быть военным, быть учителем – это служить. Быть музыкантом – это тоже означает служить. Мы, наша команда (притом, что мы относимся к третьему сословию), занимаемся восстановлением русской музыки XVIII века, то есть абсолютно аристократическим искусством. При этом мы чувствуем, что это нам по силам, и при этом мы чувствуем себя людьми благородными. То есть наша музыка дает нам ощущение, что мы благородные люди. Почему? Потому что служение делает человека благородным, а стяжание – не делает!
– Когда вы работали с «Аквариумом» – это было служение?
– Конечно. Но я бы не назвал это работой. Это было абсолютное счастье!
– Можно сказать, что это было братство?
– Братство – очень хорошее слово! Там были фантастические люди, у которых я много чему научился – как Гаккель, как Титов, Дюшка…. Сейчас, когда я слушаю «Аквариум» живьем – это, конечно, гораздо выше качеством, чем это было в 80-е. Но у нас было качество волшебства гораздо выше… неизмеримо выше.
– Когда слушаешь альбом «Соль» – там есть волшебство…
– «Соль» – это вообще исключительная вещь! Я даже написал Бобу смс «спасибо тебе за все те слезы, которые я выплакал, слушая этот альбом». Это нереальный альбом! Но другого такого не назову с тех пор. По поводу гениальности: Боб наделен пророческим даром. Боб – пророк, в прямом смысле. То есть то, что он говорит, и как это преломляется через него, имеет совершенно особое значение. Поэтому я всегда с большим вниманием отношусь к его словам. И сейчас он полностью соответствует сегодняшнему дню. Ну а я в чем-то – вместе с теми, старыми музыкантами «Аквариума» – может быть, остался в том дне, и мне он бесконечно дорог.
– У вас ностальгия по тем временам?
– Нет, ностальгии нет, совсем. Но это была… другая вибрация. У меня нет никакой ностальгии по одной простой причине: я очень много работаю и делаю вещи, которые, как мне кажется, меняют мир – может быть, это громко звучит, но это реальность. Я по-прежнему чувствую себя музыкантом «Аквариума», просто я «откомандирован» на это дело. И я, и Сашка Куссуль, первый скрипач «Аквариума» и самый гениальный человек из всех, кого я знаю – мы получили импульс в начале 80-х на мансарде художника Бориса Аксельрода. Вот это было совершенно особое место, и в честь Бориса Аксельрода называются все образовательные и исследовательские проекты фестиваля.
Фото: Екатерина Тюляндина
– Получается, вы занимаетесь просвещением?
– Да, то, чем мы занимаемся, можно назвать просвещением. Восстанавливая старую музыку, мы пытаемся вытянуть на поверхность что-то, что нам всем чрезвычайно дорого и что нами забыто. Нашу память. Может быть, самое важное, что нас определяет как людей.
– Вы можете это «что-то» назвать?
– А я не думаю, что нужно называть. В каждом человеке есть своя загадка, своя тайна. В каждом мире есть загадка и тайна, и музыка тем и замечательна, что она несет в себе эту загадку, на нее нет ответа рационального! Она нас будоражит и она позволяет что-то вытащить на белый свет из глубин, казалось бы, навсегда похороненной памяти. Вот этим я и занимаюсь. Но это счастливая жизнь. И это, конечно, служение. Служение выше стяжания, потому что мы строим не уровень жизни, мы строим уровень человека.
– Вы говорите сейчас о сущностной характеристике?
– Да! Все, что нужно делать – это строить другого человека, и этим и занимается музыка.
– Вы живете на Васильевском острове. Давайте поговорим о его волшебстве. Чувствуете ли вы там дух эпохи – той эпохи? Петровское барокко, классицизм, общество «Старый Петербург»…
– Я живу на 7-й линии, около Невы. Это 12-й дом на 7 линии, Патриаршее подворье, где жил Стефан Яворский – один из моих любимых поэтов. За углом, на набережной был Дворец Миниха – это все очень близкие мне люди.
– Архитектура – это ведь застывшая музыка. Она вас вдохновляет?
– Меня очень задевает архитектура. Меня задевает хорошая архитектура и меня задевает плохая архитектура.
– А какое место на Васильевском – ваше любимое?
– На Васильевском острове я очень люблю прогулку по набережной от памятника Крузенштерну к Горному институту – особенно когда обратно возвращаешься: туда идешь и смотришь на воду, и краны, и на строящиеся ледоколы, и на «Красин», – а когда идешь обратно – то это один из самых красивых ракурсов города. Еще я очень люблю Смоленское кладбище, часовню Ксении Блаженной. Там столько мест! А в городе я очень люблю Адмиралтейство Захарова. Это абсолютное совершенство! Очень люблю Деламотовскую арку Новой Голландии – для меня это воплощение барочного театра.
– Новая Голландия развивается как культурное пространство, почему бы не провести там фестиваль старинной музыки или один из концертов?
– У нас был там концерт, года три-четыре назад. Это было совершенно замечательно! Но больше не удалось повторить этот эксперимент…
– А памятник петровского барокко Меншиковский дворец для концерта Лины Тур Боннет ведь выбран был неслучайно?
– Меншиковский – неслучайно, и он очень хорош был для музыки Корелли. Но совершенно потрясающий концерт был в Капелле, французского ансамбля «Masques». Это невероятный уровень, и то, что они делают – истинное служение.
– А публике, очевидно, больше понравился концерт в Меншиковском дворце.
– Мне кажется, уважение к публике заключается не в том, чтобы слушать ее мнение, а в том, чтобы предлагать ей по-настоящему удивительные вещи. Да и потом, вкусы меняются. Между прочим, Боб (Борис Гребенщиков – прим. ред.) никогда не играл на своих концертах то, что его просила публика из зала. По крайней мере, в те годы, когда мы вместе работали…
– А как вам удается, столь увлеченно и глубоко занимаясь музыкой, находить время для чего-то еще? Как вам удается на таком прекрасном уровне знать поэзию, архитектуру, историю…
– Ты не можешь заниматься барочной музыкой и не заниматься, к примеру, барочными танцами. Барокко универсально – это принцип, который распространяется на многие сферы. В круг моих интересов входит восстановление звучания русского языка конца XVII-начала XVIII века. Я думаю, что я единственный, кто в этом разбирается…Я не филолог, ни в коем случае, но моя квалификация в барочной скрипке помогает мне справиться с этой задачей.
– А почему барокко, а не Ренессанс?
– Наверное, потому, что Петербург был основан в 1703 году, а не в 1603-и, не в 1503-м… Потому что скрипка появилась в конце XVII, а не в конце XV века.
– А если бы вам предложили выбрать эпоху?
– Я живу в двух эпохах: в нашем времени – и в том времени, которое изучаю. Если вначале это было время Екатерины, потом – Анны Иоанновны, потом Елизаветы Петровны, Петра III, Павла… сейчас во много это время Алексея Михайловича.
– Хотя традиционно Петербург все-таки считают городом Петра.
– Нет-нет! Первой Петербург полностью сложила Анна Иоанновна. И она дала Петербургу какие-то основные символы. Например, у ног своего дворца она собрала все стихии. Она выкупила у Апраксина его дворец, перестроила его и сделала свой дворец. Смотрите: главный проспект города – это еще Петр задумал – Нева. Главная площадь – лагуна перед Стрелкой, а главная архитектура – мачты кораблей. А все остальное – красивая рамка. И что сделал Анна? Все стихии она разместила у ног своих дворцов. Вода, над ней – воздух, пронизанный светом (эфиром), перед ней твердь земная, она одела Петропавловскую крепость в гранит. Для нее твердь земная, этот гранит, был знаком отца – это Иоанновский равелин. А с матерью была связана огненная стихия – там, где сейчас Стрелка Васильевского острова и где зажигают Ростральные огни, это со времен Анны Иоанновны сфера огня. Почему? Потому что перед Стрелкой был остров ею построен, где был театр фейерверков, и фейерверки, иллюминации длились по четыре-шесть часов. А за ним – дворец Прасковьи Федоровны, матери (там, где сейчас Академия наук). Вот город был полностью оформлен. Почему Анна Иоанновна одела город в гранит? Петр – это камень. У нас апостол Петр – это гранит. Екатерина поняла этот замысел Анны и одела весь город в гранит, все набережные.
– То есть Петербург — это не подражание Амстердаму?
– А в Амстердаме вы такого не найдете. То, что Екатерина сделала городу этот гранитный пьедестал – этого размаха нигде нет! Империя! И если вернуться к Анне Иоанновне – что ей помогло создать такой красивый город? Пожары! Именно пожары позволяли потом перестраивать все правильным образом. Первый раз город сложился при Анне Иоанновне, а расцвел при Елизавете Петровне. Потом Екатерина перестроила его. Но перед тем, как перестроить, она вначале все зафиксировала – вспомним знаменитый план Сент-Илера. То есть она вначале зафиксировала, потом перестроила. И город строился все царствование Александра I вплоть до царствования Николая. А в николаевские времена в Петербурге происходили большие изменения…
– А потом Осип Мандельштам написал «Над желтизной правительственных зданий» и описал в «Шуме времени» годы, когда город становился все более казарменным…
– Ничего подобного! Город таким и был. Город таким был уже при Екатерине – город чиновников и служивых.
– Возможно, это видение поэта.
– Возможно. Во всяком случае, Петербург давно не был таким красивым, каким он становится сейчас.
– Вы это серьезно? А как же небесная линия? Лахта-центр?
– Лахта-центр, в отличие от многих других людей, меня не пугает. Если бы небоскреб Лахта-центра был построен на Охте, как планировалось – это был бы конец Петербурга. Потому что это противоречило бы главной мысли Петра I, а мы живем внутри его воли. Этот город – памятник абсолютной воле монарха. Его волей было разрушить Ниеншанц и воздвигнуть из его камней Петербург. И поднять Ниеншанц над Петербургом – это смерть города, это против ключевой идеи Петра.
– Ну а если вернуться к Васильевскому острову? Как вам «Севкабель-порт»?
– А посмотрим, что из этого будет. Это же пока в замысле, еще не воплощено. Надо подождать… Помню, когда стал застраиваться Приморский район, меня просто трясло – например, раньше стрелка Елагина острова со строгановскими львами – это место, куда исторически приходили петербуржцы в белые ночи – вдруг оказалось застроено ужасной архитектурой. Я был в негодовании! А сейчас я успокоился – потому что такую площадку сделали в результате! – ее просто вынесли в район дамбы, теперь это место – там.
– Это тоже формирует человека, о котором вы говорите?
– Пространство вообще формирует человека. И разрушая пространство, мы уничтожаем возможность восстановления. Все это не безобидные вещи – можно вспомнить, например, так называемую «реконструкцию» Летнего сада, когда Летний сад был в итоге просто уничтожен… Ладно, в Летний сад можно не заходить… Но ограда?!! Невская ограда Летнего сада – это невосполнимая утрата. И я вам скажу почему. Это кованая ограда. В 18 веке кованая ограда имеет только одно значение: воздух является основным, а металл – украшением. И этот воздух каким-то образом вибрирует… А литая ограда – это что-то тяжелое, где металл – основное, а воздух – украшение. И представьте себе, в кованую ажурную ограду Летнего сада врезаются литые ворота (так еще и отлить не могут, поэтому нарушают все пропорции!). А чтобы никто не видел, что ворота выполнены в других пропорциях – ляпают золота столько, что глазам больно. А ведь эта ограда воспитывала вкус. И это невосполнимая потеря, потому что люди теперь будут думать, что норма – вот это. И будут любить плохие вещи, потому что «это же Летний сад». И придется проходить весь этот путь. Путь наверх – тяжелый, но его необходимо пройти. И фестиваль EARLYMUSIC это делает.
– В начале осени на Васильевском острове был представлен проект развития района. Одна из составляющих этого проекта – роспись на брандмауэрах. Как вы относитесь к этой идее?
– Если вы посмотрите на карту Петербурга 1753 года, которая при Елизавете Петровне к 50-летию города была выпущена, вы увидите, например, что район Фонтанки утопает в усадьбах. То же самое, взглянув на план Сент-Илера, мы видим в Петербурге конца XVIII века. Эти усадьбы просуществовали до времени царствования Александра II Александра III, когда их стали варварски уничтожать, строить на их месте доходные дома с дворами-колодцами и огромными брандмауэрами. Брандмауэры ввел еще Петр I, чтобы предохранять город от пожаров, но вот эти брандмауэры, про которые мы говорим, были сделаны тогда, и для всех просвещенных людей они были исключительным образцом дурновкусия.
А в XX веке эти дворы-колодцы и брандмауэры стали лицом города. А также крыши! (вот эти многокилометровые походы по крышам) – это стало лицом города. Далее весь вопрос заключается в том, что с ними делать. Были какие- то решения советского времени – на Чапыгина, у гостиницы «Дружба». А теперь вернемся на Васильевский остров. В середине 7-й линии, там, где раньше располагался ничему не мешавший милый кинотеатр «Балтика», а теперь сидит пушкарь Василий – вот за ним стоит огромный дом, настоящий «дом-катастрофа». До этого в начале XX века были построены огромные дома, но они не меняли доминанты – главным был Андреевский собор. Они не меняли доминанты всего пространства. А вот фонтанчики, которые еще при Яковлеве установили – уничтожили перспективу, когда тебя словно тянет магнетизм Английской набережной. И построен был вот этот дом-катастрофа, особенно ужасен он тем, что в плане Леблона на его месте был дворец Петра I. А с другой стороны, с 8-й линии – закрытый двор. И вот там брандмауэр, который не виден с улицы, – расписан в виде Венеции. Это интересно. Весь вопрос – кому дадут расписывать. В Петербурге есть хорошие художники, и это может стать чем-то очень интересным. Потому что история с брандмауэрами, которая началась при Александре III – не закончена… Потому что эти брандмауэры еще не заплатили цену тех усадеб, которые были когда-то на их местах. Это был совершенно другой, очень красивый город – и его не стало. И сейчас, занимаясь Петербургом XVIII века, я понимаю, что нужно повысить ценность брандмауэров. И это может получиться хорошо.
– Вы говорите о Петербурге как настоящий исследователь города…
– Петербург на сегодняшний день – последний аристократ. Он поднимает вкус людей. Но для того чтобы поднять вкус людей, надо не утратить свой вкус, не утратить свой стиль. Другое дело, что у нас сейчас невозможно строить в старом городе, что-то перестраивать, что-то ломать… Я убежден, что надо создавать какой-то конкурс для архитекторов, который рассматривает город с точки зрения архитектурных ошибок и предлагает проекты для их устранения – в античном стиле. Если лет 30 или 50 такой конкурс будет существовать, если им будут заниматься не только архитекторы, но и, например, эрмитажные специалисты, и в целом люди, у которых по-настоящему развит вкус и чувство города. То есть если удастся сложить неконъюнктурную историю из людей, которые реально влияют на культуру Петербурга, то через 30-50 лет у нас будет очень хороший банк идей развития города. Наша задача – та, с которой справляется, как мне кажется, фестиваль – просто соответствовать Петербургу.
Ольга Баранова
Другие материалы
Перед началом спектакля проводится зажигательная интермедия
Каждый ребенок получит новогодний подарок от Дедушки Мороза
29 ноября, Театр юных зрителей им. А. А. Брянцева
Состоятся представления и мастер-классы на обеих сценах петербургского ТЮЗа