Русское барокко в «Севкабель Порт»
В Петербурге представили сценическую речь и жесты эпохи Анны Иоанновны
Фестиваль старинной музыки Earlymusic – ежегодный must see осеннего Петербурга, приятная традиция ценителей аутентичного исполнения. Барочной рамой для фестиваля обычно служит октябрь с его золотом листьев, дождями и ветром над Невой. В этом году уже за временными рамками фестиваля прошла интереснейшая и абсолютно камерная постановка, названная «Сатиры, нимфы и кентавры». Скажем сразу, кентавров увидеть не удалось, а вот нимф балета Анджолини и сценические диалоги начала XVIII века примерно сто счастливчиков не только видели, но и слышали. Впрочем, онлайн-аудитория постановки была на порядок многочисленнее.
Итак, 18 ноября в общественном пространстве «Севкабель Порт» прошла постановка «Earlymusic. Сатиры, нимфы, кентавры». Эта постановка – премьерный и по-петербургски экспериментальный показ новой работы руководителя ансамбля старинной музыки «Солисты Екатерины Великой» Андрея Решетина и барочного актёра, режиссёра-постановщика Данила Ведерникова.
Исследователи отмечают тяготение эпохи барокко к синтезу искусств. Поэтому закономерно, что этот эксперимент соединил основные элементы барочного искусства: музыку, танец и поэзию XVIII века. Постановка в Севкабеле – словно изящный ответ на вопрос: как писались, как читались и как воспринимались произведения барочной поэзии? Можем ли мы услышать их так, как их слышали современники Антиоха Кантемира?
Буквально два слова об авторах и исполнителях. Музыкант Андрей Решетин не только проводит фестиваль и руководит ансамблем, но и читает лекции о поэзии русского барокко. Данила Ведерников, барочный актер и специалист по барочному жесту, устраивает в ГМЗ «Петергоф» костюмированные ужины при свечах. В одном из интервью Ведерников рассказывал, что изначально его интересовал именно практический аспект барочного театра – как двигались актеры, как говорили, как звучал язык, какая была сценография. Ведерников сотрудничает с коллективом фестиваля Earlymusic как актер, постановщик и исследователь сценической пластики старинного театра уже 7 лет. И вот искусство и неподдельный интерес к аутентичности эпохи, если можно так выразиться, снова соединили двух талантливых людей в этой синтетической барочной постановке. Андрей Решетин выступил на этот раз в новом – актерском амплуа (Периерг).
В основе действа – сатирическое сочинение Антиоха Кантемира «На человеческие злонравия вообще. Сатир и Периерг». Напомним, Антиох Кантемир – один из ныне забытых, но в свое время гремевших при русском дворе поэтов (и государственных мужей), сын молдавского господаря и русский посланник в Лондоне. Злободневные сатиры Кантемира не издавались при жизни автора, хотя и распространялись в списках. Первое издание его сатир, переведённых на французский язык, вышло в 1749 году в Лондоне. А в России – только через 18 лет после смерти автора.
«На человеческие злонравия вообще. Сатир и Периерг» – своего рода подробный каталог человеческих пороков, а сама постановка представляет собой литературно-музыкальное представление, в котором диалог поэта Периерга и Сатира перемежается музыкой и танцами эпохи Анны Иоанновны, короткими стихами Кантемира о вине и пьянстве (и о разных излишествах вообще). В изящном действии с оригинальными хореографическими номерами «Барочного балета Анджолини» (нимфы Ручья и Рощи) в костюмах Лилиии Киселенко можно было услышать аутентичную фонетику русского языка начала 18-го столетия, а также наблюдать за выверенными, как в старинном рецепте, барочными жестами актёров. Не обошлось без нюансов – то ли акустика подвела, то ли вмешалась магия 18-го века, но поклонники барокко едва ли расслышали все блестящие диалоги, хотя этот изъян полностью отсутствует в онлайн-записи постановки, выложенной на youtube-канале фестиваля.
Увертюрой спектакля стала трио-соната итальянского композитора и скрипача-виртуоза Джованни Пьянтанида, работавшего при дворе Анны Иоанновны в 1735-1737 годах. Музыкально-балетную часть действия украсила сюита «Golovinmusiken» первого крупного композитора в истории Швеции Юхана Хельмика Румана, в музыке которого сочетаются влияние Георга Фридриха Генделя и черты галантного стиля. К слову, и Пьянтанида, и Руман работали вместе с Генделем и играли в его оркестре.
Эта барочная постановка вполне может претендовать на бриллиант в короне театрально-музыкальных событий Петербурга. В наше стремительное время музыканты «Ансамбля Екатерины Великой» завораживают слушателя и зрителя искусством эпохи барокко, когда всё, кажется, происходило волшебно неторопливо, размеренно и изящно. Барочная атмосфера воссоздается многими элементами, аутентичностью жестов, костюмов, грима и искусства декламации – но прежде всего интересом, погружением в эпоху, творческим огнем.
Осенью 2019 года худрук фестиваля Earlymusic Андрей Решетин в своем интервью предвосхитил этот ноябрьский вечер в Севкабеле с будто подсвеченными трепетным светом свечей лицами, позами и костюмами: «Ты не можешь заниматься барочной музыкой и не заниматься, к примеру, барочными танцами. Барокко универсально – это принцип, который распространяется на многие сферы. В круг моих интересов входит восстановление звучания русского языка конца XVII-начала XVIII века. Я не филолог, ни в коем случае, но моя квалификация в барочной скрипке помогает мне справиться с этой задачей».
Ольга Баранова, Алина Гончарова
Другие материалы
Перед началом спектакля проводится зажигательная интермедия
Каждый ребенок получит новогодний подарок от Дедушки Мороза
29 ноября, Театр юных зрителей им. А. А. Брянцева
Состоятся представления и мастер-классы на обеих сценах петербургского ТЮЗа