«Проект»: политтехнологи кремлевского повара увязли в Ливии
Эмиссары из Москвы пытаются гасить российскими методами африканские страсти
Наряду с поддержкой режима Башара Асада в Сирии Россия втягивается в гражданскую войну в Ливии, поддерживая там разные силы. Об этом рассказывает исследование, которое выпустил сегодня «Проект.медиа». Согласно озвученным данным, финансирование на эти цели получает миллиардер Евгений Пригожин, известный в СМИ как «Повар Путина». Об окупаемости затрат речи не идет, успехи скромные, а риски растут.
В Ливии после революции и свержения Муаммара Каддафи тлеет конфликт группировок из-за несогласия населения с политикой властей. Неоднократно появлялась информация, что россияне включились в игру. Речь идет и о военной помощи, и об обработке общественного мнения. Два специалиста, отправленные полгода назад в эту североафриканскую страну, уже 3,5 месяца томятся в тюрьме. Неизвестно, в каких условиях их содержат местные власти, и удастся ли кураторам международной авантюры вытащить их из живыми и здоровыми. Люди, которые едут направлять политическое развитие в чужой стране, видимо, не вполне сознают сложность взятых задач, а зарплата не оправдывает риска.
Максим Шугалей и москвич арабского происхождения, переводчик, выпускник РУДН Самер Суайфан (Суэйфан) — сотрудники «Фонда защиты национальных ценностей», имеющего отношение к Евгению Пригожину. Их судьбой активно интересуются военкоры Федерального агентства новостей из медиагруппы «кремлевского повара».
По данным «Проекта», Максим Шугалей и Самер Суэйфан прибыли в Ливию в марте 2019 года, с ними также приехал еще один политтехнолог, который впоследствии избежал ареста благодаря отъезду в отпуск. Шугалея и Суэйфана захватили 17 мая вооруженные люди, которые выломали ворота в доме и увезли россиян в неизвестном направлении. Издание на основе имеющихся данных делает вывод, что это силовики, подчиненные центральному правительству в Триполи. Политтехнологов арестовали за попытку играть на стороне мятежного фельмаршала Хафтара. «Таким был финал необъявленного вмешательства России в гражданскую войну, не стихающую в Ливии с 2014 года», говорится в публикации.
Фото: "Одноклассники". Самер Суэйфан
В 2017-2018 годах западные СМИ писали об отправке в Ливию подразделений российских десантников, которые якобы укрепляли армию Хафтара, воюющую с признанным ООН правительством национального согласия в Триполи. «Проект» говорит, что переписка эмиссаров Пригожина в Ливии посвящена действиям «группировки Вооруженных сил» России во главе с заместителем командующего ВДВ Андреем Холзаковым. Документы не содержат свидетельств того, что сейчас российские регулярные части участвуют в боевых действиях в Ливии. Были данные об операции 2018 года в городе Дерна на востоке Ливии, но не исключено, что это не кадровые российские военные, а «группа Вагнера», которую российское Минобороны официально не признает. Также есть сведения о том, как Хафтару поступает российское вооружение. «Ежедневно совершается три самолето/вылета Ил-76 для доставки российского оружия из ОАЭ через Иорданию», — цитируют журналисты один из документов. В этой миссии не обходится без потерь: 26 июля 2019 года в окрестностях Дерны огнем противника были уничтожены на аэродроме Эль-Джуфра два военно-транспортных самолета Ил-76. Номера украинские, но есть признаки того, что эти машины обеспечивали воздушный мост с Россией.
ФОТО: twitter / @lostarmour
При этом российская сторона не вполне доверяет Хафтару, и структуры Пригожина ведут на идеологическом фронте двойную игру, поддерживая Сейф аль-Ислама Каддафи — сына свергнутого и убитого лидера Ливии Муаммара Каддафи. Среди идей «пригожинских» политтехнологов — съемка компрометирующих видео о Хафтаре и распространение их в соцсетях.
Фото: Wikimedia. org. Magharebia. Халифа Хафтар издавна связан с Россией, учился здесь и проходил переподготовку. В 2014 году попытался устроить в Ливии военный переворот.
«Люди Пригожина к марту 2019 года создали в Ливии 12 арабоязычных групп в Facebook—часть в интересах Каддафи, часть — Хафтара, — говорится в исследовании. — Посланники Пригожина подготовили для Сейфа набор рекомендаций, в том числе дискредитацию противников Каддафи, проведение международных акций в его поддержку». Также есть сведения, что они консультируют и подпитывают деньгами ливийскую телекомпанию «Джамахирия ТВ», которая вещает из Египта в пользу Каддафи-младшего. Для доказательства эффективности своей работы эмиссары отчитываются, как преобразилась «Джамахирия ТВ» после финансовых вливаний.
Эффективность работы бойцов пропаганды небесспорна. Когда через интернет-газету «Мандела Ливия» устроили опрос населения, поддержат ли ливийцы Каддафи на президентских выборах, замеры популярности оказались дутыми. Проверка, которую провел немецкий фонд Democracy Reporting International, выявила, что из 62 тысяч респондентов большинство — фейковые.
Политтехнологи вместо подгонки стратегии под местные национальные особенности предлагают для урегулирования в Ливии российские наработки: создание «Общественной палаты и даже Общественного народного фронта в поддержку президента», а для информационного сопровождения предлагают ливийцам создать четыре газеты, две из них в виде комиксов.
Также «Проект» приводит пример из Центрально-Африканской республики, когда посланный в ЦАР российский политтехнолог запил и оказался не в состоянии внятно отвечать по телефону на вопросы Пригожина, за что был тут же уволен «кремлевским поваром». «Эта история показывает не только степень вовлечения во внешнюю политику самого Пригожина, но и уровень профессионализма многих российских консультантов», — поясняет «Проект».
Издание приводит характеристику, которую дает неназванный представитель российского медиарынка. Он знал одного из политконсультантов, поехавшего в арабскую республику: «Работал у меня на региональной кампании. Плакатами занимался. Это и есть его уровень».
Общий размер вливаний в пропаганду неизвестен, но сотрудникам среднего звена и исполнителям не платят лишнего. Один специалист по PR-технологиям рассказывал, что его вербовали на зарплату в 150 тысяч рублей. При этом история с Шугалеем и Суэйфаном показывает, что риски выше всяких разумных пределов.
Положение арестованных выглядит удручающе. Российская сторона не смогла договориться с Триполи об их освобождении, ливийцы якобы выставили невыполнимые требования. Есть серьезные поводы сомневаться, что пленные благополучно переживут это злоключение. Адвоката к ним так и не допустили. Не исключены пытки, не говоря о нехватке медпомощи, в которой нуждаются оба пленника. Шугалей за некоторое время до командировки перенес инсульт и уехал в Ливию с большим пакетом лекарств. Второй политтехнолог Самер Суэйфан страдает сахарным диабетом.
Фото: ВКонтакте / Максим Шугалей
Кроме помощи вождям в Ливии и ЦАР, «силы Пригожина» пытались регулировать обстановку в Судане. Канал «МБХ медиа» ранее опубликовал данные центра «Досье» о том, как подконтрольные магнату Пригожину эксперты пытались спасти суданского правителя Омара аль-Башира от краха и предлагали российские рецепты подавления общественного недовольства: расширить юридическое понятие «призыв к свержению государственного строя», «ужесточить наказание за организацию и участие в несанкционированных митингах и собраниях», ввести понятие «иностранный агент», «блокировать в досудебном порядке независимые СМИ, засорять информационное пространство фейковыми «инсайдами». Программа копировала российскую действительность и называлась «Стабилизацией социально-политической обстановки в Республике Судан». В некоторых местах своих методичек пригожинские политтехнологи даже забывали поменять слово «Россия» на «Судан», — иронизирует издание. Помощь из Москвы мало помогла диктатору: Омар-аль Башир был смещен и арестован в апреле 2019 года.
Другие материалы
Несовершеннолетней петербурженке вменяют статью о теракте
По информации силовиков, женщина стала жертвой телефонных мошенников
Конфликт на дороге обернулся выстрелом, стрелок в розыске
Юрий Куликов шуточной акцией хотел вдохновить коллег