Четвероногий сапер учует недоброе

Как находят взрывчатку собаки спецслужб в Петербурге

20.06.2022
Четвероногий сапер учует недоброе

21 июня в России отмечают День кинолога. Праздник сравнительно молодой – он был утвержден в 2004 году приказом Министерства внутренних дел и сначала был ведомственным. Но уже через несколько лет подобные приказы появились и в других силовых структурах, где есть кинологические подразделения.

Одно из главных направлений, на котором сегодня важную роль играют лучшие друзья человека, – борьба с терроризмом. Четвероногий сапер без рентгена способен в считаные мгновения определить, есть ли в подозрительном предмете, забытой сумке, багаже пассажира или под днищем автомобиля взрывчатое вещество. И никакие ухищрения преступника его не обманут.

Сегодня кинологические подразделения есть во всех силовых структурах Санкт-Петербурга. В Главном управлении Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области их два. Одно при инженерно-техническом отделе ОМОН «Бастион», второе – при аналогичном подразделении ОМОН (на транспорте) «Балтика». Псы самые разные – есть немецкие и бельгийские овчарки, лабрадор и спаниель.

Старший лейтенант полиции Сергей более 15 лет служит в отряде ОМОНа «Бастион». Из них пять – инспектором-кинологом ИТО.

– У меня была собака, поэтому во время беседы один из сотрудников предложил попробовать себя по другой специальности, – рассказывает Сергей. – Правда, для этого пришлось взять еще лабрадора. Вместе уехали в один из кинологических центров Росгвардии осваивать науку.

Грамотно подготовить собаку-сапера – особое искусство. Для начала пса учат реагировать на определенную группу запахов. Для этого сегодня используются специальные имитаторы. Внешне это небольшой полотняный пакетик, внутри которого вещество с микроскопической долей взрывчатки. Так собаку приучают делать выборку по запаху.

Дальше – обследование. Тут порядок работы зависит от условий. В помещении – один, с багажом – другой, транспортное средство – третий. При этом собак учат проверять предметы, не прикасаясь к ним. Все идет на уровне игры с поощрением.

И, наконец, когда собака усвоит азы, у нее закрепляют сигнальное поведение. Речь идет о том, как собака даст знать кинологу, что обнаружила искомый запах. Тут тоже есть свои тонкости. Трогать предмет строжайше запрещено, как и лаять. Если действительно обнаружено взрывное устройство, оно может сработать от малейшего сотрясения. Поэтому собак, как правило, учат либо садиться рядом с подозрительным предметом, либо ложиться возле него.

В «Бастионе» ежедневно на смену заступают два кинолога с собаками. Для дежурных выделено отдельное помещение с койками для людей и вольерами для собак. Нагрузка бывает самая разная. Не на каждый выезд отправляется кинолог. Но бывает, что за смену приходится проверять три, а то и четыре предмета.

– Самые нервные выезды – когда нужно обследовать предметы, для которых велика вероятность использования их в качестве корпуса для взрывного устройства, – рассказывает кинолог. – Это термосы, огнетушители, какая-то ручная кладь. Или что-то оставленное на крыльце, подходах, подъездах к каким-то административным зданиям или, к примеру, возле суда. Это как желтый свет, сигнализирующий о повышенной опасности. Если оказывается, что тревога была ложной, то с облегчением машешь рукой взрывотехникам, что могут работать.

Другой вид работы – во время важных международных мероприятий, таких, как недавно завершившийся Экономический форум.

– Перед такими мероприятиями мы проводим проверку заброшенных или пустующих зданий и строений вблизи трасс, обследуем гостинцы, аудитории, где будет проводиться мероприятие. Регулярно вместе с саперами осматривали все павильоны «Экспофорума», – поясняет Сергей.

Собаки – живые существа. Иногда ошибаются и они. Правда, в большинстве случаев в «лучшую» сторону.

– Как-то во время обследования помещения по анонимному звонку с угрозой взрыва собака принюхалась к щели в тумбочке, – вспоминает кинолог. – Села возле нее и смотрит на меня, ждет поощрения. Для верности запустил ее еще один раз. Снова сигналит. Позвал сапера, достали все содержимое, и собака легла на старую советских времен папку из дерматина. Что-то ей там не понравилось.

Но, как уверяет кинолог, на собаку надейся, но и сам не плошай. Силы у пса не безграничны. Двадцать, максимум – тридцать минут, и нужен отдых. Поэтому при больших объемах работы человек должен сам анализировать ситуацию, определять места наиболее вероятной закладки взрывчатки и направлять туда собаку. Так и быстрее, и надежнее. В конце концов, кинолог и собака – напарники.

Игорь Осочников,
фото — Павел Калинин

 

 

Другие материалы

Право на безопасность Путь из «свидетелей» в обвиняемые и осужденные

За что сажают и штрафуют сектантов

28.06.2025
28.06.2025
Путь из «свидетелей» в обвиняемые и осужденные
Право на безопасность Многосторонняя политика антитеррора

Расширяются образовательные, культурные и законодательные меры противодействия экстремизму

01.06.2025
01.06.2025
Многосторонняя политика антитеррора
Право на безопасность Турпутевка в никуда

Как интернет-преступники наживаются на летнем отдыхе граждан

29.05.2025
29.05.2025
Турпутевка в никуда
Право на безопасность Левый уклон ведет в тюрьму?

Чем современные троцкисты и сталинисты заслужили немилость государства

25.05.2025
25.05.2025
Левый уклон ведет в тюрьму?