Денежные переводы могут подвести под статью о терроризме

Как при пожертвованиях не угодить на скамью подсудимых

07.07.2022

Сегодня сбор денег на «благотворительные нужды» стал одним из обыденных явлений в жизни общества. Призывы сделать пожертвования льются с телевизионных экранов непрерывным потоком. Они стали даже более навязчивыми, чем реклама легендарной финансовой пирамиды МММ в начале 90-х. У многих возникает мысль: а действительно ли сданные средства пойдут на благие цели, а не утекут в чей-нибудь карман? И это в лучшем случае. Порой за работающими под благовидными предлогами фондами могут скрываться сборщики средств, которые обеспечивают финансирование международного терроризма. И неосторожный жертвователь может оказаться на скамье подсудимых. В нашей стране за финансирование терроризма предусмотрен срок от 8 до 20 лет со штрафом в размере от 300 тысяч до 700 тысяч рублей. А в особых случаях – пожизненное лишение свободы.

Как отмечают эксперты, раньше главными источниками поступления средств на счета террористических и экстремистских организаций являлись криминальные доходы от рэкета, получения выкупа за похищенных людей, шантаж. Однако сегодня по мере того, как правоохранительные органы перекрывают прежние каналы подпитки терроризма, преступники все чаще прибегают к другим источникам финансирования. Среди них доходы от бизнеса и пожертвования на благотворительные цели.


lenobl.sledcom.ru

Что делать, чтобы невольно, поддавшись душевному порыву, не стать пособником террористов?
Главная рекомендация от юристов – не бросаться сразу переводить средства, а присмотреться, провести собственное маленькое расследование.

В первую очередь – если средства на личные банковские карты собирают от имени некоммерческой организации, то надо проверить, существует ли она в реальности. Перечень зарегистрированных организаций есть на сайтах налоговой службы и Минюста России. Необходимо уточнить, является ли владелец карты учредителем или руководителем организации. Такие данные есть в Едином госреестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). За исключением некоторых персональных данных  сведения и документы из ЕГРЮЛ являются открытыми и общедоступными. Они предоставляются регистрирующим органом по запросу заинтересованного лица в течение пяти дней. Хлопотно? Зато надежно.

Второй совет – провести небольшой поиск в сети Интернет. Если увидите, что заявленная банковская карта фигурировала в сборе средств под разными предлогами – это серьезный повод отказаться от перевода денег. Точно так же, как если одни и те же банковские реквизиты размещаются под эгидой разных фондов. В лучшем случае речь может идти о мошенничестве.

Наконец, необходимо уточнить, не значится ли лицо, которое или для которого собирают деньги, в перечне причастных к террористической деятельности. Этот список опубликован в открытом доступе на сайте службы по финмониторингу.

Росфинмониторинг вносит организации или физлиц в этот перечень согласно Федеральному закону №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Информацию предоставляют правоохранительные ведомства: прокуратура, следственные органы СКР, Минюст, МВД, ФСБ.

Вот два примера из свежей судебной практики.

В начале июня вступил в законную силу приговор 2-го Западного окружного военного суда в отношении гражданина Республики Узбекистан Жавохира Эшонкулова, переводившего деньги представителям международной террористической организации Исламское государство*. За преступление, предусмотренное ч. 1.1 ст. 205.1 УК РФ, он получил 8 лет колонии строгого режима. Справедливости ради стоит отметить, что Эшонкулов в деле пособничества терроризму не заблудшая овца; он имеет за собой и другие дела. В 2013 году правоохранительные органаы Республики Узбекистан объявили его в межгосударственный розыск в связи с причастностью к вербовке и переправке боевиков в лагеря террористических организаций на территории Афганистана и Пакистана.

Другой пример – приговор Виталию Мусаеву, вынесенный Западным окружным военным судом. В 2015 году Мусаев в заграничной поездке познакомился с неким Бекболатовым, который, как впоследствии выяснилось, занимался вербовкой и отправкой людей в Сирию для участия в деятельности Исламского государства*. Вернувшись в Петербург, Мусаев перевёл Бекболатову средства на общую сумму более 200 тысяч рублей, что было квалифицировано судом как финансирование терроризма. Мусаев уверял, что деньги переводил не на терроризм, а на лекарства, которые потом продавал в России, а о терроризме ничего не знал. Суд счел его доводы неубедительными и назначил ему 6 лет колонии общего режима.

Что же касается донатов, благотворительности, юристы дают ещё такой совет: самый безопасный способ жертвовать – перечислять деньги не на карты, а на банковские счета хорошо известных, уважаемых организаций, указанные на их сайтах или официальных страницах в социальных сетях.

Владимир Мазуров

* Международная организация «Исламское государство» признана террористической и запрещена на территории России по решению Верховного суда РФ 29 декабря 2014 года.

 

 

Другие материалы

Город без опасности В рамках защиты от опасной ручной клади

Как охрана на входе выявляет лиц с подозрительной ношей

01.04.2024
01.04.2024
В рамках защиты от опасной ручной клади
Город без опасности Жестокие уроки красногорского теракта

Международный терроризм ищет новые способы запугать население

24.03.2024
24.03.2024
Жестокие уроки красногорского теракта
Город без опасности Юные киберпреступники из двух столиц

В группе риска - благополучные семьи, в которых дети получают сильное образование программиста

20.03.2024
20.03.2024
Юные киберпреступники из двух столиц
Город без опасности Нежные душегубы

Экстремисты в тюрьме добиваются комфорта и рассчитывают на освобождение

09.03.2024
09.03.2024
Нежные душегубы