Герострат с кислотой и взрывчаткой
Покушение на «Данаю»: можно ли уберечь шедевры от вандалов
В 1985 году в ленинградском музее националист изуродовал всемирно известный шедевр великого Рембрандта – картину «Даная». Злоумышленник нанес ей непоправимый ущерб, применив серную кислоту и нож. В запасе еще была самодельная бомба. Устроить взрыв он не смог, но и без того случай стал известнейшим актом вандализма. Поступок объяснили безумием. Однако просматривался политический мотив. В современных атаках на музеи тоже выражен бунт против культуры как психологическое насилие против общества.
Скрутили, но поздно
Вечером 15 июня 1985 года в Государственный Эрмитаж вошел немолодой мужчина в очках и сером костюме. Внешний вид посетителя ничем не отличался от тысяч туристов, посещавших музей. Добравшись до зала, где находилась экспозиция Рембрандта, он подошел к картине «Даная». Постоял возле полотна несколько секунд, достал банку с кислотой и выплеснул ее на холст. Потом достал нож и дважды полоснул по телу живописной красавицы.
Поступок вандала заметил другой посетитель – приехавший в отпуск белорусский милиционер. Он подбежал к злоумышленнику, заломил руку с ножом, вырвал орудие преступления и откинул его в сторону. На шум прибежал дежурный сотрудник МВД, вандала тут же обыскали. И не зря. Дело выглядело уже не вандализмом, а терроризмом. На поясе злоумышленника обнаружили сверток. В нем лежала конструкция, похожая на взрывное устройство. Правда, взрывателя в ней не было. Но ведь теракты (захват заложников, например) можно проводить и с муляжом взрывного устройства!
Кроме того, из кармана задержанного изъяли аммоналовую шашку. Весь состав террористического преступления был налицо.
Задержанного тут же повезли в здание КГБ на Литейный проспект. Там установили его личность — Майгис Бронюс Антонович, 1937 года рождения, литовец.
Задержанный признался, что является националистом и его акция в Эрмитаже – это месть за отца, расстрелянного органами НКВД в 1944 году.
Дата теракта в Эрмитаже – 15 июня — была выбрана не случайно. В этот день в 1940 году Красная армия вошла в Литву. Впоследствии он рассказывал, что, поливая картину кислотой, он кричал «Свободу Литве!». Впрочем, очевидцы не подтвердили эту версию.
На первом допросе Майгис заявил, что на «Данае» он не собирался останавливаться и якобы рассматривал вариант подрыва Эрмитажа.
Признан невменяемым
Правда, такие откровения продолжались недолго. Вандализм чреват лишь тюремным заключением, а вот политический терроризм… В СССР это могло привести в камеру смертников. Смекнув, что «героические» показания могут закончиться расстрелом, идейный борец стал косить под сумасшедшего. Мол, какая политика, что вы?! Я лишь хотел уничтожить «Данаю». Там же голая женщина нарисована! Бесстыдство. И вообще: женщины – это сосуд греха. От них на земле все беды. Вот и решил покончить с развратом таким радикальным образом.
Следователь, очевидно, был не против. Или даже подсказал, что говорить? У властей в ту эпоху не было заинтересованности раздувать из омерзительного поступка громкое дело.
Психиатрическая экспертиза подтвердила, что у истребителя искусства есть серьезные проблемы с головой. Диагноз был таков: низкий уровень интеллекта и вялотекущая шизофрения. Уже 26 августа 1985 года Дзержинский районный суд Ленинграда признал Майгиса невменяемым и отправил в психиатрическую лечебницу. Там преступник провел шесть лет. В 1992 году независимая Литва потребовала вернуть «национального героя». Еще бы – ведь Майгис позиционировал себя как жертву политических репрессий!
Новые российские власти пошли навстречу требованиям Вильнюса и экстрадировали Бронюса в Литву. Но и там признали, что имеют дело с психически больным человеком. Бронюса Майгиса определили в каунасский дом престарелых, где он и поныне доживает свои дни.
Шедевры под стеклом
Работы по реставрации картины растянулись на 12 лет. Перед посетителями Эрмитажа возрожденная «Даная» предстала в ноябре 1997 года.
Именно после этой атаки в Эрмитаже отечественные музеи изменили подход к обеспечению сохранности картин. Наиболее ценные произведения искусства закрыты ударопрочным стеклом. До 1985 года такой практики не было. Горький урок, вынесенный отечественными искусствоведами и правоохранителями, дал свои плоды. Такие же средства безопасности применяются и в других музеях мирового уровня.
Почему не все картины снабжены прозрачной броней? Причина в дороговизне и сложности задачи. Нельзя же совсем отгородить от людей общечеловеческое культурное наследие. Тут нужно не только крепкое, но и достаточно прозрачное «антибликовое» стекло, которое не затруднит просмотр, не ухудшит восприятие живописи. Развитие технологий еще не достигло безупречного качества надежной и невидимой защиты.
Увы, в наш беспокойный век без таких мер безопасности обойтись нельзя. События в зарубежных музеях показывают, что следует ожидать новых атак идейных вандалов разного толка. В 2022 году активисты экологических движений пачкали клеем и пищевыми продуктами картины Ван Гога, Моне и Вермеера. Специальное покрытие уберегло картины от серьезного ущерба. Но «зеленые террористы» в стремлении шокировать общество могут применить и более разрушительные средства.
Константин Гаврильчик
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
Другие материалы
Специалисты помогают выявлять и пресекать угрозы для детей и молодежи
В чем не поладили с законом лидеры и последователи движения в прошлое