Истоки мирового джихада

Как мирную религию превращают в идеологическое оружие

14.09.2022
Истоки мирового джихада

Издавна одним из основных источников конфликтов и войн были религиозные разногласия. Выбор конфессии определял путь формирования обществ и цивилизаций. XX век модерна провозгласил отказ от «архаичных» духовных практик. Человечество взлетело в космос, освоило атомную энергию. Несколько десятилетий на планете главенствовал подход к жизни, основанный на научной логике. Никто не мог предположить, что вопрос религии вновь станет принципиальным для многих государств современности.

Сегодня почти не осталось стран, которые на государственном уровне продвигают христианство как основную религию, а вот с исламом другая картина. За последние несколько лет мы стали свидетелями создания нескольких новых государственных образований под знаменем ислама, причем в наиболее агрессивных формах. Одни из них оказались устойчивыми, вроде формирования Исламского Эмирата Афганистан, а другие, вроде ИГИЛ* (организация запрещена в России. – Прим. ред.), практически разгромлены и перешли в режим экстремистского подполья.


Кадр оперативной съемки СКР. Обвиняемая в пособничестве терроризму, февраль 2019 г.

Где расходятся пути

Специалисты, которые занимаются изучением религий, утверждают, что ислам – это не учение, основанное на ненависти. Напротив, традиционный ислам приветствует мир между народами. Недавно в Российском этнографическом музее открылась фотовыставка «Веди нас прямым путем», посвященная 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией. Она показывает два периода истории ислама в Татарстане: возрождение духовности времен позднего СССР и жизнь уммы в наши дни, развитие ислама и взаимоотношения представителей разных церквей в республике. «Веди нас прямым путем» – это шестой аят первой, открывающей Коран суры. Многие столетия культура татар была неразрывно связана с исламом. Примечательно, что в Российской империи, имевшей в основе христианские традиции, мусульмане жили и чувствовали себя комфортно.

Отчего сегодня некоторые люди, называющие себя мусульманами, берутся за оружие и готовы воевать со всем миром за насаждение своих идей?

Обратимся к теории ислама. Современные радикальные мусульманские ученые базируются на положениях фундаментализма (салафизма). В их трактовках ислама присутствуют два главных системообразующих положения:

1. Такфир (араб. تكفير ) – однокоренное понятию «куфр», которое переводится как «неверие». Во все времена такфир служил орудием в руках враждующих сторон, которые обвиняли друг друга в неверии, приводя при этом доказательства своей правоты.

2. Джихад (от араб. الجهاد – «усилие») – понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха, борьба за веру. Идеолог организации «Братья-мусульмане»** (запрещена в России. – Прим. ред.) Сейид Кутб считал, что джихад – это форма борьбы с врагами ислама.

Радикальные исламисты делят мир на две части – «мир войны» и «мир ислама» и нацелены вести всемирную террористическую войну против тех, кто не исповедует их ценности.

Кровожадное истолкование

Идеологи радикального ислама известны. Это и мыслители прошлого, такие как Ахмад ибн Ханбаль (IX в.) и Ибн Таймия (XIII-XIV вв.), Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (XVII в.), их современные последователи Сейид Кутб и Айман аз-Завахири и др. Всех их объединяет желание исказить в собственных интересах священный Коран.

Радикальные исламисты ссылаются на аяты из Корана. К примеру, вот одна из цитат, которая используется для пропаганды радикальных идей. Сура Аль-Бакара, 191-й аят (2:191) «Убивайте их (многобожников), где бы вы их ни встретили, и изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали. Искушение хуже, чем убийство. (…) Таково воздаяние неверующим!» Фразу «убивайте их, где бы вы их ни встретили» взяли на вооружение радикальные исламисты. Однако этот призыв идти на поле брани следует сразу же после аята, который гласит: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного» (Коран, 2:190). Фраза «не преступайте границы дозволенного» в традиционном исламе означает: «не нападайте на женщин, детей, стариков, ни на кого, кто с вами не воюет», поэтому причинение вреда людям, не участвующим в боевых действиях, считается преступлением против Всевышнего.


Павел Калинин. Мечеть в Приморском районе Петербурга

Деление общества на «своих» и «чужих» – удобная идеологическая конструкция, особенно при вербовке среди молодежи. Люди, продвигающие идеи радикального ислама, умело маскируют основную суть своего учения. Появившись на территории СССР во время его распада, неоваххабизм попал на подготовленную почву: кризис советского общества создал социальную напряженность. Радикализация ислама частично затронула Центральную Россию. На Северном Кавказе в 1990-х гг. такая идеология послужила взращиванию религиозного, этнического и криминального терроризма.

Криминальный терроризм – использование уголовниками тех же способов насилия, какие применяются террористическими организациями. Организованные преступные группировки с корыстными целями берут заложников, нападают ради устрашения на представителей власти, расширяя сферы влияния, добиваясь передела собственности и финансовых потоков в свою пользу.

Не путайте грешное с праведным

Важно понимать, что сегодня радикальный ислам не просто разрушительная идеология, основанная на ненависти к «неверным». Это уже геополитический инструмент борьбы за умы, который используют некоторые государства и международные структуры в своих интересах. Под многие радикальные проекты заранее выделяются огромные бюджеты, которые уходят не только на строительство новых мечетей, но и на выпуск пропагандистских материалов, нацеленных на молодежь. Российские службы безопасности считают одной из главных угроз организацию «Хизб ут-Тахрир»*** (запрещена в России. – Прим. ред.) и регулярно сообщают о задержании ее приверженцев.

Проповедников не останавливают даже внушительные сроки. Недавно в Пензенской области на 11 лет лишения свободы был осужден сторонник организации, который вербовал молодое поколение через мессенджеры и социальные сети. Через такие ячейки ведется набор в многочисленные «армии джихада», которые действуют в Ливии, Сирии, Индонезии и пр. Молодые люди, которых туда завлекают, должны понимать: это не великий поход на пути борьбы с «кафирами», а набор в армию наемников, которых используют в собственных интересах «хозяева».

Сотрудники ФСБ и центра «Э» МВД стали своеобразными исламоведами и изучают всю печатную продукцию, которая касается веры. Время от времени такая работа приводит к перегибам. Так, Верховный суд Республики Татарстан признал экстремистским издание самого авторитетного сборника хадисов пророка Мухаммада «Сахих аль-Бухари». После возмущения российских мусульман и лично главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова постановление пересмотрели, но, как говорится, осадочек остался.

* Организация «ИГИЛ» («ИГ», «Исламское государство») признана террористической и запрещена на территории России по решению Верховного суда РФ 29 декабря 2014 г.
** Организация «Братья-мусульмане» признана террористической и запрещена в России решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 г.
*** Организация «Хизб ут-Тахрир» запрещена решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 г.

Константин Гаврильчик

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Другие материалы

Город без опасности В рамках защиты от опасной ручной клади

Как охрана на входе выявляет лиц с подозрительной ношей

01.04.2024
01.04.2024
В рамках защиты от опасной ручной клади
Город без опасности Жестокие уроки красногорского теракта

Международный терроризм ищет новые способы запугать население

24.03.2024
24.03.2024
Жестокие уроки красногорского теракта
Город без опасности Юные киберпреступники из двух столиц

В группе риска - благополучные семьи, в которых дети получают сильное образование программиста

20.03.2024
20.03.2024
Юные киберпреступники из двух столиц
Город без опасности Нежные душегубы

Экстремисты в тюрьме добиваются комфорта и рассчитывают на освобождение

09.03.2024
09.03.2024
Нежные душегубы