Зеленая волна захлестнула музеи
Вандализм под экологическими лозунгами становится заметной угрозой
В последние месяцы в мире резко выросло число случаев вандализма в музеях, причем свои поступки маргинальные активисты объясняют заботой о природе. Мол, привлекают внимание. На фоне международных тревожных новостей отечественные музеи принимают защитные меры.
Агрессивная экозащита
1 июля представители «Просто останови нефть» (Just Stop Oil) приклеили руки к шедевру Ван Гога – «Персиковые деревья в цвету» в лондонской галерее Курто. Этот перформанс они устроили с требованием положить конец новым контрактам в нефтегазовой отрасли. Дескать, пейзаж, который живописец изобразил на полотне, может быть испорчен в реальной жизни. Участник хулиганства Луис Маккечни обозначил причину, чем «зеленым» не угодил музей. По его словам, «для учреждений культуры аморально стоять в стороне и наблюдать, как общество погружается в коллапс».
Впрочем, такому выбору мишеней есть более правдоподобное объяснение. Музей – место в некотором роде священное, всякая устроенная там выходка становится знаменитой и вызывает эмоциональный отклик. Видимо, устроители акций стремятся сыграть именно на этих струнах. Истинные же политические цели так называемых экоактивистов известны разве что заказчикам посягательств.
Осенью волна зеленого терроризма охватила разные страны в Европе и в других частях света.
В октябре активистки движения «Просто останови нефть» атаковали картину Ван Гога в Лондонской национальной галерее: они вылили на знаменитый шедевр «Подсолнухи» две банки томатного супа. Сама картина не пострадала, так как была защищена стеклом. И еще в том же месяце участники того же Just Stop Oil в музее The Mauritshuis в Нидерландах измазали соусом «Девушку с жемчужной сережкой» Яна Вермеера.
Также в октябре немецкие экоактивисты движения Letzte Generation («Последнее поколение») выплеснули на полотно Клода Моне «Стога сена» две плошки картофельного пюре. Это произошло в музее Барберини в Потсдаме.
Серию скандалов «зеленые» продолжили ноябрьской акцией в римском Палаццо Бонапарте: четыре экоактивистки из группы «Последнее поколение» (Ultima Generazione) облили гороховым супом одну из известных картин художника Винсента ван Гога «Сеятель». Опять же картину спасло стекло.
Через пять дней в Национальной галерее Австралии в Канберре участники движения Stop Fossil Fuel Subsidies размалевали каракулями картины Энди Уорхола и приклеили к ним руки. Тоже не обошлось без супа, но на этот раз его не разбрызгивали: просто на атакованном полотне изображена была банка консервированного томатного супа.
Пока экоактивисты в развитых странах бузят по-тихому: ущерб от их действий минимальный. Суп льется на защищенные стеклом картины. Обстоятельства говорят о том, что действия направляет единый центр. Названия организаций разные, а почерк один.
Остановить вредителей
Насколько опасна подобная угроза для России? В нашей стране картины ранее страдали от вандалов («Даная» в Эрмитаже, «Иван Грозный» в Третьяковке). В этих случаях тоже были озвучены политические мотивы, хоть и не «зеленые».
Сейчас учреждения культуры Петербурга заботятся о том, чтобы остановить злоумышленника еще на входе. В некоторых из них (особенно в театрах) посетители предъявляют сумки на антитеррористический досмотр.
Музеи предпочитают не рассказывать подробно о принимаемых мерах, но известно, что хранилища шедевров много лет совершенствуют систему безопасности. Так, в Государственном Эрмитаже галереи под видеонаблюдением, витрины под сигнализацией, а наиболее ценные картины – под стеклом.
Директор Центра исследований проблем общественной безопасности и правопорядка СЗИУ РАНХиГС Константин Мордвинов:
– Говоря об экотеррористах, следует иметь в виду интересы тех корпораций, которые финансируют подобные движения, преследуя цели перехода от ископаемого топлива на так называемые экологические энергоресурсы. У большинства известных противоправных акций, проводящихся под видом достижения благих целей, есть определенные организаторы с известными многим спонсорами. В странах Запада распространена практика достижения экономических и политических интересов при использовании ресурсов всевозможных общественных организаций. В качестве мер профилактики видится актуальным проведение комплекса мероприятий по формированию среди населения, особенно у молодежи, критического мышления об истинных процессах под вывеской экологической борьбы. Нужно разъяснять отличия допустимых методов протеста от актов вандализма.
Основные мировые шедевры в России имеют хорошую степень защищенности, но ведь нередки ситуации, когда произведения искусства находятся лишь под присмотром смотрителей пенсионного возраста, которые не в состоянии оказать существенное противодействие молодым вандалам.
Стремление к повышению экологической безопасности на планете вполне имеет право на существование и поддержку. Но посвященные этому акции не должны наносить вреда культурному наследию.
Председатель Общественного экологического совета при губернаторе Ленинградской области, председатель «Северо-Западного Зеленого Креста» Юрий Шевчук:
– Не думаю, что следует разделять вандализм по мотивам. Культура бывает одна, все остальное — варварство. Варварство многолико и часто рядится в одежды контркультуры, субкультуры, этнокультуры… Но гопники остаются гопниками, какие бы оправдания они своим поступкам ни находили.
Зеленое движение — объединение высоких профессионалов, ученых, писателей, художников, футурологов, общественных деятелей. В нем по большому счету нет места «массовке». Все массовые действия оборачиваются профанацией экологических идей, а зеленый активизм часто смыкается с бытовым идиотизмом. Особняком, разумеется, стоят поступки людей, доведенных до отчаяния разрушением привычной среды обитания: их можно если не оправдать, то понять. Но таковыми музейные вандалы точно не являются.
Аналитик финансово-промышленного сектора, специалист по маркетингу Станислав Скопылатов:
– Цель организаторов экологического террора – протест против политики правительства. Их методы – посеять страх и нанести экономический и экологический ущерб государству или частным фирмам. Они вроде бы за все хорошее, но зачем-то упорно атакуют шедевры в галереях Европы. Попытки привлечь внимание путем вандализма откровенно раздражают европейцев и не только: речь ведь о мировом культурном наследии, которое с климатом уж точно не связано.
Практики порчи экотеррористами культурных ценностей России нет. Но в создавшихся условиях необходимо разработать и принять комплекс мер для исключения возможных диверсий, включающий усиление контроля и охраны в санитарно-защитных зонах предприятий и закрытие воздушного пространства над предприятиями атомного цикла и химической промышленности. Необходимо разработать многоуровневую систему мер предупреждения экотерроризма в Российской Федерации. В основе ее должна лежать политически выверенная, последовательная политика органов государственной власти. Система выявления и устранения причин экотерроризма должна адекватно реагировать на возникновение террористических угроз различной природы, масштаба и динамики.
Алексей Миронов
Фото: Павел Калинин
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
Другие материалы
Специалисты помогают выявлять и пресекать угрозы для детей и молодежи
В чем не поладили с законом лидеры и последователи движения в прошлое