«Алкоголик и придурок» обеспечит партии рост
Автор строк «я не люблю твоих печеных булок» стал членом Партии Роста. Федеральные политологи недооценивают потенциал петербургского музыканта, чье творчество на протяжении десятилетий было образцом искренности для российского шоу-бизнеса, и чья фигура как никто иной способна заинтересовать избирателя и разнообразить постылую российскую политику с несменяемыми лицами.
Прошлой весной Сергей Шнуров закрыл свою «группировку Ленинград» со словами: «период застоя прошел». СМИ просто констатировали факт, никак не отметив это событие. На самом деле причины находились гораздо глубже, чем могло показаться на первый взгляд. Музыкант учуял новый, только что сформировавшийся в обществе запрос на перемены, который подтвердили полгода спустя – летом 2019 – московские протесты против недопуска независимых кандидатов в Мосгордуму. Кроме того, складывалось впечатление, что Шнуров вырос как личность, нашел в себе силы стать полноценным политическим актором.
Фото: Курьер-Медиа / Дарья Дмитриева
Федеральные политологи скептически отнеслись к приходу Шнурова в политику. «Поржать и проголосовать – это две большие разницы», — заявил Александр Кынев «Ведомостям». «У знаменитостей есть популярность, но это не означает, что ее можно конвертировать в голоса», — сказал Глеб Кузнецов. Думать так могут люди, не вникшие в творчество музыканта и не являющиеся его почитателями. Безусловно, обилие обсценной лексики и искренних умозаключений творчества «Шнура» еще будет сказываться негативно на карьере Шнурова-политика, потому что для большинства людей прямолинейная честность — это шок. Однако слышать правду и отличать «российскую Монику Белуччи» (Лолиту) от итальянской большая часть россиян все же готова, иначе нельзя было бы объяснить ни стремительный рост популярности Шнура, ни такое же быстрое старение аудитории Первого канала. Российская публика давно уже разделилась на «мы и они» — на зрителей эфирного телевидения, посещающих концерты Киркорова и Лепса, и на поклонников Шнура, ДДТ, БГ, а также Нойза и «свежачка» в виде рэперов. Федеральные каналы и мировоззрение Youtube — два противоположных взгляда на мир, их интересы нигде не сходятся.
Кое-кто даже имел неосторожность сравнить Шнурова с Собчак и Пугачевой, как раз и являющими собой несменяемость российского истеблишмента на сцене и в залах заседаний на протяжении уже тридцати лет. Это как сравнивать острое с красным. Их популярность брала начало еще в советской эпохе, а теперь «дедки и бабки» тянут с собой на сцену «внучек и жучек». От их деятельности у среднего российского зрителя, если убрать провинциальный идиотизм, описанный в фильме «Горько» и сюжетах теленовелл «Елки», давно наступил синдром, который можно характеризовать как «усталость металла». Иначе бы этот самый телезритель так быстро не убегал в Youtube.
У населения стран первого мира растет запрос на «антиистеблишмент», и избрание Трампа, Джонсона, а кстати, даже Зеленского (хоть Украина к первому миру и не относится) – тому доказательство. Было бы легкомысленно считать представителя российского общества столь отличающимся от остального человечества. Сам политолог Кынев не раз говорил, что сегодняшний российский избиратель готов проголосовать «хоть за черта лысого, лишь бы не за кандидата от власти». Поразительно, что именно Шнуров сможет стать тем самым «чертом», а может быть даже демоном, выразившим позицию среднего класса против малочисленного сегмента премиум красных бейджей ПМЭФ.
Последний десяток лет истеблишмент бы очарован Шнуром. Его приглашали на гламурные вечеринки, платили бешеные гонорары, стоимость билета на концерты «Ленинграда» в «Гинзе» в дни ПМЭФа достигала нескольких сотен тысяч рублей. Шнуров заигрывал с элитами, шутил и издевался над ними, «стриг бабло», говоря его языком, но не был их частью.
Фото: Instagram
Фото: Курьер-Медиа / Гоша Лейкин. Выступление Шнурова для участников ПМЭФ-2018
Сильная сторона творчества Шнура-музыканта – искренность. Смеем предположить, она же станет и сильной стороной Шнурова-поликтика. Модус «алкоголика и придурка» всего лишь одна из масок успешного инстаграм-поэта. Шнуров – ярок, антирелигиозен и шовинистичен, категорично плохо относится к проявлению женской глупости, высмеивает ограниченность мышления. «Дом должен быть с бабой», — заявлял Шнуров в интервью, четко ранжируя, что женщина – это пока что функция, готовая обслуживать и рожать детей, но не готовая развиваться и самостоятельно принимать решения. Заметно, что меняющий жен Шнуров не заводит детей, понимая, что в силу творческого полета собственной личности не может и не хочет посвящать себя воспитанию и скрепным ритуалам. И это нежелание создавать себе социальные обязательства – не легкомысленность, а осознанность.
В 2003 году Шнурову уже предлагали политику. Один из петербургских политтехнологов губернатора Яковлева готовил оппонента для идущей кандидатом на выборы губернатора Петербурга от Федерального центра Валентины Матвиенко. Популярность Шнурова тогда уже выросла, но четких форм звездности еще не приобрела. Тогдашняя молодежь – нынешнее поколение сорокалетних — имела счастье регулярно лицезреть «Серегу» голым на концертах в ДК «Ленсовета», после концертов его ждала подстриженная налысо супруга, и вместе они засиживались за рюмочкой с поклонниками, зачастую — жителями местных коммуналок. Но то ли политтехнологу в 2003 не хватило убедительности, то ли Шнурову не захотелось быть пешкой в чужой игре, не было понимания зачем ему еще и политическая авансцена, и кандидатом против центра пошла чиновница местной мэрии Анна Маркова. Но мир не стоял на месте, и творческая личность развивалась, почему бы и нет?
Мы любим тебя, Серега.
Другие материалы
Команда, создавшая спектакль «Питер Пэн»
О премьерах и творчестве рассказывает художественный руководитель Анастасия Удалова
Показ женских прелестей приносил по 3 миллиона рублей в месяц
Петербургский мультфильм о народах России вызвал споры в Северной Осетии