Любовь Виктора Мережко

Драматург Виктор Мережко славится как знаток женской души. «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Одинокая женщина желает познакомиться», «Родня» — список «женских» фильмов, снятых по его сценариям, можно продолжить. Апогеем любви к женщинам стало погружение Мережко в судьбу одесской воровки Соньки Золотой Ручки. Сняв по собственному сценарию телехит прошлого сезона, он вновь увлекся ею, только что отсняв вторую часть саги «Сонька. Продолжение легенды».

13.08.2009
Любовь Виктора Мережко

Драматург Виктор Мережко славится как знаток женской души. «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Одинокая женщина желает познакомиться», «Родня» — список «женских» фильмов, снятых по его сценариям, можно продолжить. Апогеем любви к женщинам стало погружение Мережко в судьбу одесской воровки Соньки Золотой Ручки. Сняв по собственному сценарию телехит прошлого сезона, он вновь увлекся ею, только что отсняв вторую часть саги «Сонька. Продолжение легенды».
– Виктор Иванович, вы встречали в жизни таких женщин, как Сонька?
– Нет, не встречал. Эта женщина уникальна! Она знала шесть языков, имела абсолютное представление о себе и об обществе, она обладала умом, отчаянностью, выживаемостью. Пережить столько скитаний, бед, унижений — две ссылки, полгода в клетке на открытой палубе корабля, идущего от Одессы до Южного Сахалина, — и не поддаться судьбе! А как отчаянно она умела любить! Отчаянно, до самозабвения, и это не был просто женский беспредел.
– Вы ведь неспроста про женский беспредел сказали?
– Вспомнил, как у одного близкого мне человека был бурный роман. И в какой-то момент ему понадобился совет, который я ему и дал: «Если хочешь испытать женщину, поставь ее в экстремальную ситуацию». В результате она выдрала ему пол-уха. Вот это самый настоящий женский экстремизм, а никак не отчаянная любовь.
Когда я писал Соньку, я создавал модель трагической женщины, которая не способна выпутаться из сети своих страстей. И в итоге, если будет третья часть, она и погибнет.
– Вы с таким восторгом о ней говорите. Вам нравятся такие женщины?
– Я вообще люблю женщин неординарных, сексуальных, красивых. И умеющих любить. И люблю трагических женщин. При этом как мужчина я не хотел бы иметь отношений с такой женщиной.
– Но встретить хотели бы?
– Конечно. Мне было бы крайне интересно. Думаю, где-то в заключении, в тюрьмах, есть подобные отчаянные женщины, любившие своих мужей и пошедшие из-за них на преступление. Но и им далеко до Соньки, до ее невероятного артистизма. Почему она стала Сонькой Золотой Ручкой? Что, мало на свете было воровок? Но в том-то и дело, что эта женщина — не воровка, она артистка. Она грабила купцов, аристократов, банкиров… И как талантливо! Поэтому она стала легендой. Мировой! Неслучайно ее играла великая Марлен Дитрих! Но конечно, никто не романтизирует этот образ — некоторые после выхода в эфир «Соньки» меня в этом обвиняли. Нет, напротив, мораль фильма в том, что страшно, когда способный человек идет по дороге пагубной страсти. Во второй части я как раз рассказываю, насколько Сонька устала от жизни воровки, но другого пути у нее уже нет. Так что в конечном счете это история о напрасно загубленной судьбе.
– Создав целую галерею женских образов, можете признать, что все про женщин поняли?
– Иногда мне кажется, что я вас, женщин, понимаю. Потом выясняется, что все-таки ничего не понимаю. Женский характер по-прежнему остается мне неведом, и я только делаю вид, что близок к его разгадке. Но в конце концов выясняется, что я недалек от истины, и женщины удивляются: как же хорошо он нас знает. А я, напротив, осознаю: приблизившись к кажущемуся пониманию, «что такое женщина», я только вновь отдалился от понимания. И тогда вновь пытаюсь что-то понять и пишу новые и новые истории.
– После смерти жены вас наверняка хотели женить. Почему же этого не произошло?
– Потому что я бы немедленно потерял детей. У меня был роман, достаточно серьезный. И ребята мне сказали: «Папа, не делай этого!» Я вначале огорчился, а потом понял, что был прав, приняв их совет. Потому что женитьба — это новая жизнь, возможно, ребенок. Новый уклад, новые скандалы, новые сапоги, новое платье.
– Но бывают же самодостаточные женщины.
– Не бывает. У меня были краткоамурные отношения с одной дамой «из деловых». Красивая, сексуальная — все замечательно. Но! Вот, к примеру, сцена в ресторане: «Что ты пьешь? Нет, лучше вот это выпей! Девушка (это она официантке), замените вот это! Что ты заказал (это она уже мне)? Возьми вот это!» Я ей: «Подожди, дай я немножко разберусь, что я хочу съесть». — «Да ладно, сиди». Это было невыносимо — она уже управляла не только своей сетью салонов, но и мною.
Любая женщина — это хозяйка, стремящаяся положить мужика в карман. Когда я в 29 лет женился, мы, будучи молодыми, и строили свою семейную жизнь постепенно. Со ссорами, скандалами, с руганью. Но строили, кубик за кубиком. Сейчас я абсолютно сформировавшийся человек, знающий себе цену, знающие свои слабости, свои капризы, свои преимущества. И когда меня начнет хоть в чем-то ломать новая женщина, мое терпение кончится ровно через три дня. Я слишком для этого эгоцентричен, повторяюсь. Если мне чуть-чуть задели палец, мне кажется, что оттоптали полноги.
– Я видела на съемках, как к вам тянулись женщины. А друзей у вас много?
– Это другое. Я эгоцентрист, слишком замкнут на себе, не хочу иметь много друзей. Ведь много друзей — это трата времени, это пьянки, болтовня, это уничтожение собственной жизни. Я же хочу писать сценарии, снимать свое кино, любить своих детей и общаться с теми женщинами, которым и я даю радость и удовольствие и которые мне дарят то же самое. Я как-то особенно остро осознал, что жизнь — ограничена.
– Возвратимся же к Соньке Золотой Ручке. Первая часть основана на реальных фактах. А вторая, как я понимаю — чистый вымысел?
– Да. И посвящена взаимоотношениям Соньки с дочерьми, одна из которых пошла по ее стопам и даже отсидела в южносахалинской тюрьме, а другая, став примой оперетты, любимицей Петербурга, прокляв мать и сестру, в итоге все равно оказывается на паперти. И еще мне очень важен фон, на котором происходит действие. Это русско-японская война, это декаданс, это погромы, это черная сотня, это опиум, это теракты, это коррупция. Разложение общества. Тяжелое, тревожное, раздрызганное время. В то время жить было и интересно, и страшно. Вообще в России, в стране постоянных перемен, жить интересно и страшно. Почему мужчины и живут у нас меньше, чем во всем цивилизованном мире, — они вечно находятся в страхе перед завтрашним днем.
– Похоже, фильм получился насыщенный действием, настоящий экшн. Были какие-то сложности на съемках?
– Главная сложность в том, что в Питере все трудней и трудней снимать исторические фильмы — вокруг сплошь стеклопакеты, реклама, другие фонари… Зато нам удалось снять в Петергофе Ялту. На мраморную площадку Монплезира поставили пальмы, посадили оркестр и все — полное ощущение Ялты. И под Петербургом сняли отчий дом Соньки, который мы прежде снимали под Одессой.
Был случай, когда лошадь понесла, но, слава Богу, не в группу, а в автомобиль, просто разнесла его подчистую.
– Раритетный?
– Нет, к счастью, современный, который случайно въехал на съемочную площадку. А ретроавтомобили, да, у нас были — ведь действие происходит в 1905 году.
– Нравятся старые авто?
– «Нравятся» — не то слово. Я в восторге. Каждый такой автомобиль — это не просто средство передвижения, а самое настоящее произведение искусства! И вот такая красота — автомобиль князя Брянского, который гнался за Сонькой, — у нас падала в реку. Да нет, шучу — летел всего лишь автомобиль-«дублер», но летел эффектно. Так же страшно, но красиво выглядел теракт, устроенный одним поэтом, сдвинутым на революции. Это кино — все должно быть зрелищно.

Елена БОБРОВА
фото Сергея ЛЫСОВА

Другие материалы

Новости Василеостровский чиновник Пономарев освобожден от наказания

Вместе с бывшим замглавы района получила мягкий приговор специалист медицинских госзакупок

26.04.2024
26.04.2024
Василеостровский чиновник Пономарев освобожден от наказания
Новости Авиадебошир с рейса «Петербург – Казань» избежал посадки

Буянившему в самолете дали условный срок

26.04.2024
26.04.2024
Авиадебошир с рейса «Петербург – Казань» избежал посадки
Общество Как воровали в Зимнем дворце

И вельможи, и слуги дома Романовых оказывались нечистыми на руку

26.04.2024
26.04.2024
Как воровали в Зимнем дворце
Новости В США впервые вживили человеку искусственное сердце и свиную почку

Медики еще ни разу не сочетали механическое устройство с генно-модифицированными органами

25.04.2024
25.04.2024
В США впервые вживили человеку искусственное сердце и свиную почку